Пока россияне затягивают пояса из-за кризиса, а правительство режет расходы бюджета, крупные бизнесмены стараются ни в чем себе не отказывать. Гостиницы Куршевеля забиты, а на концерты в Барвихе не достать билетов по 100 тысяч рублей. Жалуясь на безденежье, наш бизнес умудряется вкладывать деньги даже в… иностранные футбольные клубы. Именно так поступил владелец одного из крупнейших горно-металлургических холдингов «Металлоинвест» Алишер Усманов. На днях он прикупил себе еще немного акций лондонского «Арсенала». Недорого — «всего» за несколько миллионов фунтов. Это и правда «мелочь», ведь долгов на Усманове на несколько миллиардов. «Известия» попытались понять, кто в итоге платит за «шалости» миллиардеров и почему наши «обнищавшие» богачи могут по-прежнему ни в чем себе не отказывать.
Алишер Усманов подбирается к «Арсеналу» уже второй год. Сначала он перепугал болельщиков английской столицы, когда летом 2007 года его совместная с бизнесменом Фархадом Мошири фирма Red and White Holdings приобрела 14,6% акций футбольного клуба за $150 млн. Но тогда Усманов действительно был очень богат и мог позволить себе любую причуду. Потом, в начале 2008 года, компания Усманова и Мошири купила еще почти 10% акций «Арсенала». В итоге до недавнего времени подконтрольный миллиардеру пакет составлял около 24%. Больше купить было трудно, потому что остальные акционеры Усманову были не рады и, по неофициальной информации, договорились акций ему больше не продавать.
И вот на этой неделе нашему соотечественнику снова повезло. Стало известно, что Red and White Holdings купила еще 607 акций «Арсенала». По вчерашним рыночным котировкам они стоят примерно 4,7 млн фунтов, или $6,6 млн. И все бы ничего, вот только теперь дела у Усманова идут не очень. По его же словам, стоимость его активов сейчас примерно нулевая — висящие на «Металлоинвесте» долги составляют около $5 млрд и лично на Усманове — еще $3,5 млрд.
Интригу ситуации придает то, что бизнесмен предложил российскому правительству план спасения от долгов отечественных металлургов. Все, что для этого нужно, — это объединить «Металлоинвест» с «Норильским никелем» и передать госструктуре блокирующий пакет акций, таким образом как бы «списав» долги объединенной компании.
То есть на спасение собственной компании денег Алишер Усманов найти не может, но на «Арсенал» они находятся. По странному стечению обстоятельств момент покупки Усмановым новых акций «Арсенала» совпал с переходом в этот клуб одного из лучших российских нападающих — Андрея Аршавина. «Арсенал» купил его за $24 млн. Несмотря на кризис, видимо, деньги у «Арсенала», как и у Усманова, водятся.
Этика или бизнес?
Конечно, никто не запрещает Усманову распоряжаться собственными деньгами — имеет полное право. Как имеет право и владелец другого лондонского клуба — Chelsea — Роман Абрамович, который совсем недавно перетянул на работу в Великобританию главного тренера сборной России Гуса Хиддинка. Право имеют. Но вот только момент выбрали, пожалуй, не самый подходящий.
Момент такой, когда, набрав столько долгов, что их уже нельзя отдать, наши бизнесмены дружно побежали за помощью к государству. А в это время, как уже писали «Известия», продажи Ferrari растут и в престижном Куршевеле русских тоже меньше не становится. Получается, что деньги у наших бизнесменов есть. А правительство при этом призывает страну на борьбу с кризисом и поддерживает тех самых «бедных» бизнесменов, смело рассекающих небо на своих частных самолетах.
За всеми своими чудачествами, строительством яхт и покупкой энного «Феррари» наши бизнесмены часто попросту теряют связь с реальностью. Сейчас они вдруг заговорили о том, что государство должно их поддержать и защитить, чтобы сохранить национальное достояние России. Но давайте разберемся, где оно, это достояние? В России? Никак нет.
Государство защищает… киприотов?
Чтобы понять это, достаточно беглого взгляда на список из 295 стратегических предприятий, который утвердило правительство в конце прошлого года. Напомним, что тем, кто попал в этот список, правительство пообещало «поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие, как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика… »
Итак, посмотрим на этот список «священных коров». «Металлоинвест» Алишера Усманова в нем присутствует под номером 109. Все правильно — владелец самых больших запасов железной руды в мире, крупнейший производитель железорудной продукции в СНГ, пятый производитель стальной продукции в России и т.п. Но вот ведь беда: владелец «Металлоинвеста» находится вовсе не в России, а на Кипре. Это компания Gallagher Holdings Ltd, которую контролирует Усманов. Кипрскому офшору, кстати, принадлежат и многие другие активы бизнесмена. Через него он, например, купил в прошлом году акции австралийской компании Strike Resources за $98 млн.
Смотрим список дальше. «Евраз Холдинг» Романа Абрамовича — под номером 104. Тоже крупнейший металлургический гигант. Включает Нижнетагильский, Западно-Сибирский, Кузнецкий меткомбинаты, Качканарский ГОК, а заодно порт Находка. Владеет заводами в Италии, Чехии и США. Национальное достояние? Безусловно! Спасать надо? Конечно! Но… Компания эта вовсе не российская. Evraz Group SA зарегистрирована в Люксембурге, а принадлежит кипрской фирме Lanebrook. Что не помешало ей получить в ноябре от банка ВТБ (читай: от государства) 10 млрд рублей «на поддержку штанов». Помогли Кипру. А помогать пришлось только потому, что до этого компания усердно надувала мыльный пузырь, скупая активы по всему миру. Стоимость этих активов из-за кризиса упала во много раз, а государству пришлось компенсировать Роману Абрамовичу разницу.
Еще одно интересное имя — X5 Retail Group (N 249). Более известная по магазинам «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и т.п. Тоже просила помощи у государства, тоже «стратегическая». Читаем ее отчет за 2007 год: «Являясь публичной голландской компанией с ограниченной ответственностью, компания X5 Retail Group обязана соблюдать кодекс административного поведения Нидерландов… ». В 2007 году общая сумма вознаграждений членам правления компании составила почти $7,4 млн долларов. Плюс к этому они получили опционов (право на покупку акций) на сумму $ 32,5 млн. Заработки главного исполнительного директора Льва Хасиса: базовый оклад в размере $1,12 млн плюс бонус $2,75 млн плюс опционы почти на $24 млн.
— На краткосрочные обязательства приходится примерно четверть нашего долга, — жаловался недавно Хасис и выражал надежду, что часть из них будет рефинансирована через ВЭБ, иначе придется замораживать некоторые проекты. Госпомощь уже оказана.
Кипрским офшорам принадлежат крупнейшая угольная компания СУЭК (N 78 списка), «Комплексные энергетические системы» (N 42) — ведущий в России производитель тепловой энергии… Там вообще зарегистрировано множество наших «стратегических» предприятий. Спросите зачем? Для более удобного налогообложения. Чтобы легче было платить дивиденды, не отчитываясь лишний раз перед российским государством. Чтобы можно было спокойно покупать яхты и футбольные клубы и отдыхать в Куршевеле. В общем, пока все хорошо — они незалежные и офшорные, как стало плохо — уже стратегические и почти государственные.
Но и это не страшно: государство на то и нужно, чтобы наставлять на путь истинный. К тому же правительство тоже своего не упускает: в обмен на помощь получает акции, места в советах директоров… Вопрос в другом: почему наши офшорные бизнесмены, протягивая одну руку за помощью государства, другой по-прежнему раскидывают миллионы долларов на свои утехи — футбольные клубы, яхты, кутежи в Куршевеле? Это вопрос из области не только морали, но и экономики. Ведь «погорели» они именно на собственных безудержных тратах. Залезли в долги, но остановиться не могут. Банкроты продолжают летать на личных самолетах и расслабляться на фешенебельных курортах именно потому, что деньги у них были не в России, а в офшорах. Никто не отберет у них номерные счета, а государству все равно придется помогать национальному достоянию, построенному за многие десятилетия и оказавшемуся игрушкой в руках любителей красивой жизни. Отсюда и все споры про национализацию. Может, пора уже государству если и не скупить все активы, то хотя бы прикрыть все эти офшорно-футбольные игры?
342 доллара в секунду
Роман Абрамович, как подсчитали английские журналисты, тратит на свой футбольный клуб «Челси» в среднем 500 тыс. долларов в день, или 342 доллара в минуту. В пересчете на рубли получается — 2000 рублей за секунду! С тех пор как Абрамович в 2003 году приобрел клуб, базирующийся в юго-западной части британской столицы, он вложил в «Челси» 710 млн фунтов стерлингов (1,03 млрд долларов).