что это событие и последовавшая за ним информационная волна несколько отодвинули на второй план многое другое. НАТО нам не надо
Главной новостью предыдущих выходных стал саммит НАТО. Здесь я бы выделил историю с выборами генсека альянса. Умышленно опускаю тему НАТО-Россия. Да, альянс в итоговой декларации подтвердил курс на укрепление стратегическое партнерства, но об этом уже сказано достаточно.
Ожидалось, что выборы генсека пройдут относительно гладко. Но не сложилось. Смуту внесла Турция. Анкару в предложенной кандидатуре Андерса Фог Расмуссена смутило то, что он, еще будучи премьером, принял сторону датской газеты, опубликовавшей карикатуру на пророка Мухаммеда.
Но в ход пошла «тяжелая артиллерия», и Турция «сдалась». После продолжительных увещеваний турецкого премьера со стороны Сильвио Берлускони, а также после личных гарантий Барака Обамы, что все опасения Анкары являются безосновательными. В общем, как заявил нынешний генсек, «главное — результат». И кандидатура его преемника была утверждена единогласно.
В итоге все остались довольны. Турция тем, что показала всему миру свое «особое мнение». Остальные — что настояли на своем. Причем перед лицом «противника», чьи публичные демарши, похоже, уже начинают входить в традицию. Достаточно вспомнить Давос.
Что ждать от Расмуссена на посту генсека? Вопрос пока открытый. С одной стороны, ничего примечательного в его персоне вроде бы и нет. Обычный европейский чиновник, фамилию-то которого вряд ли кто назвал бы, если б не «карикатурный» скандал. Да и по сложившейся традиции от личности генсека политика альянса зависит, прямо скажем, не очень сильно.
Но есть и другая сторона вопроса. Симптоматична как раз позиция Турции по его кандидатуре. Это ведь было не просто очередное проявление неуравновешенности турецких лидеров. За демаршем Анкары явно просматривается общая озабоченность всего мусульманского мира. Озабоченность в грядущей направленности действий альянса.
Как ни крути, а НАТО — это военный блок. А военные блоки, как известно, живут в парадигме «против». В смысле — враг нужен. По-любому. Только наличие общего противника и делает оправданным существование любого военного альянса. Но первого и последнего очевидного врага после того, как рухнул СССР, НАТО потерял. И вот уже почти 18 лет не может отыскать.
Отсюда и дискомфорт исламского мира. «Восточное» направление в политике альянса просматривается невооруженным глазом. Да и ключевым вопросом на саммите была афганская проблема. А там и Пакистан маячит. Иран опять же. В общем, «карикатурное» прошлое нового генсека альянса может оказаться далеко не столь безобидным, каким выглядит на первый взгляд.
Магия цифр
Другим примечательным событием на этой неделе стало продолжение истории с публикацией сведений о доходах высших чиновников страны. Ранее свои «карты вскрыли» президент с премьером. Теперь же по проторенной дорожке двинулись основные фигуры из обеих «команд» — как Медведева, так и Путина.
На официальном сайте Кремля выложены сведения о доходах 23-х руководящих сотрудников президентской администрации, а также членов их семей. На прошлой неделе, помнится, российские СМИ сравнивали доходы лидеров стран «Большой восьмерки» и приходили к выводу, что Медведев — один из самых низкооплачиваемых руководителей в G8. Не с теми сравнивали. Как показали данные, президент России — далеко не самая доходная должность и в его собственной администрации. Впрочем, как и премьер. «Команда» Путина тоже «засветила» свои бюджеты. На официальном сайте правительства отчитались о доходах вице-премьеры и основные министры.
Что характерно, и президент, и премьер по личным доходам занимают каждый лишь седьмые места среди членов своих «команд». Так, Медведев получает меньше, чем глава его администрации, два помощника и три полпреда. А работа Путина оплачивается ниже его же первого зама и просто зама, а также четырех министров.
Интересную особенность можно отметить, если считать не индивидуальный доход чиновников, а совокупный, включая членов их семей. По этому показателю позиции президента с премьером выглядят еще скромнее. Медведев — лишь 17-й из 24-х, а Путин — 12-й из 19-ти. То есть у обоих опять одинаковое место, только теперь с конца — восьмое.
Сравнивая доходы обеих «команд» можно прийти к выводу, что «премьерские» побогаче будут. Средний доход руководящего состава администрации президента — 3,9 млн рублей в год, а кабинета министров — 5,4 млн рублей. Если же считать вкупе с членами семей, то эта разница становится еще существеннее — 7 млн среди «президентских» и 26,7 млн среди «премьерских». Впрочем, у последних такая цифра получается в основном «благодаря» супруге первого вице-премьера Игоря Шувалова, которая задекларировала за прошлый год заработок в 364,7 млн рублей.
Публикация сведений о доходах госчиновников, безусловно, шаг в правильном направлении. В плане объявленной президентом кампании по противодействию коррупции. Но за ним должны последовать и другие. Не только «вширь», но и «вглубь». Идя по первому пути, общественность должна узнать, сколько получают и чем владеют, скажем, топ-менеджеры госкорпораций. И, безусловно, региональные руководители. За этим, скорее всего, дело не станет.
Продвижение же «вглубь» вопроса гораздо сложнее и интереснее. Я говорю о необходимости «вскрытия», какой частью госсобственности владеют и распоряжаются чиновники на самом деле. Думаю, у многих опубликованные сведения вызвали грустную улыбку. Понятно же, что госчиновники живут не на заявленную ими зарплату, да и ютятся не по квартиркам в 77 кв. метров. То, что входит в понятие гособеспечения, наверняка, не в пример выше. Машины, дачи, всевозможные премии и льготы — все то, что им предоставляет государство. Включая даже такие «мелочи», как, скажем, «обслуживающий персонал» из ГИБДД, перекрывающий дорогу для проезда.
15 лет — не срок
Произошло на наделе еще одно событие, о котором хотелось бы поговорить. 7 апреля исполнилось ровно 15 лет, как был делегирован домен RU. Поэтому поздравляю всех с днем рождения рунета — российского сегмента всемирной паутины.
Путь, что проделал рунет за эти 15 лет, поистине огромен. От удела «отшельников» и «ботаников» интернет быстро ушел и стал продуктом самого массового спроса. Сегодня в сеть выходят уже более 50 млн россиян. А в планах значится запуск нового национального домена, но уже на кириллице — РФ.
Оглядываясь в прошлое, можно отметить одну любопытную деталь, навевающую на мысли о дне сегодняшнем. Первый скачок роста российского интернет-пространства пришелся на пресловутый 98-й год. Тогда дефолт и экономический кризис существенно повысили интерес россиян к всемирной паутине. И, начиная с 98-го года, рунет начал расти в геометрической прогрессии. Итог этого роста таков. В марте 1998 года в зоне RU было зарегистрировано всего лишь 4469 сайтов. А в марте года текущего, буквально накануне 15-летнего юбилея, количество доменов, зарегистрированных в рунете, перевалило за 2 млн.
Рунет за 15 лет своей истории прошел такой путь, что сегодня уже самые высокие должностные лица страны называют его стратегической отраслью и связывают вопросы контроля в российском сегменте мировой сети с национальной безопасностью. В частности, на неделе по этой проблеме вновь «прошелся» президент. По словам Медведева, государство не может быть против прихода иностранных инвесторов в российские интернет-компании. Но за самим процессом должно пристально следить, ибо «это вопросы безопасности».
Что больше скрывается за этим стремлением «поконтролировать» рунет? Только ли проблема «национальной безопасности»? Или дело в стремлении контролировать контент? Ни для кого ведь не секрет, что «надавить» на российского собственника в случае появления какой-либо «нежелательной» информации властям гораздо сподручнее, чем на заграничного. Думаю, и то, и другое понемногу.