7 мая Тверской районный суд Москвы приговорил к одному году лишения свободы условно обоих братьев Заславских. Суд признал консультанта компании ТНК-BP Илью Заславского и президента Клуба выпускников при Британском совете Александра Заславского виновными в попытке купить информацию, составляющую коммерческую тайну ОАО «Газпром».
Заседание суда проходило в закрытом режиме. Обвинение представило судьям доказательства того, что в 2008 году братья Заславские попросили некоего сотрудника режимного предприятия нефтегазового комплекса продать им информацию, касающуюся деятельности «Газпрома». Нефтяник не пожелал заработать и пожаловался на братьев в ФСБ. Позднее сами Заславские, по информации СМИ, согласились сотрудничать со следствием.
Сбор информации, которая составляет коммерческую, налоговую или банковскую тайну, является нарушением 183 статьи УК РФ. Поскольку данное преступление относится к категории тяжких, покушение на него также карается законом. Поэтому безуспешная попытка разведать тайны «Газпрома» обернулась для Заславских перспективой провести по году в тюрьме. Они будут лишены свободы, если не выдержат двухлетний испытательный срок. Интересно, что Заславские стали самыми первыми осужденными по 183 статье российского Уголовного кодекса.
Братья Заславские имеют двойное российско-американское гражданство. Оба они получали образование в Великобритании. Клуб выпускников при Британском совете, который в 2007 году возглавил старший брат Александр Заславский, объединяет бывших студентов британских вузов. Илья Заславский стал юридическим консультантом нефтяной компании ТНК-BP также в 2007 году. ТНК-BP была создана в 2003 году в результате объединения российско-украинских активов британской BP и российских Альфа-Групп и Аксесс/Ренова.
12 марта 2008 года Заславские были задержаны сотрудниками ФСБ. В тот же день их отпустили под подписку о невыезде. 18 марта братьям предъявили обвинения в промышленном шпионаже, а 19 марта была произведена выемка документов в офисе ТНК-ВР и в московском отделении BP. Благодаря этому, как объявила ФСБ, были найдены доказательства незаконной деятельности Заславских. В частности, в офисах обнаружили копии секретных документов, касающихся недропользования, а также визитки иностранных военных и сотрудников ЦРУ. Кстати, изначально сообщалось, что братья вели шпионаж в пользу иностранных бизнесменов, а не в пользу государственных органов.
На момент проведения следственных мероприятий прессе еще не было известно о заведенном против братьев деле, поэтому в СМИ в течение нескольких дней появлялись самые разные версии относительно причин выемки документов.
Впрочем, и после сообщения об уголовном преследовании Заславских в прессе можно было видеть немало неоднозначных предположений.
Так, утверждалось, что Заславских могут обвинить не в промышленном шпионаже, а в разглашении государственной тайны — информации о российской энергетической стратегии. Позднее СМИ сообщали, что братьев заподозрили в передаче секретной информации украинскому правительству. Якобы некий сотрудник «Газпрома» сообщал сведения Заславским, те доносили информацию до Украины, а украинские власти использовали полученные данные при ведении переговоров о поставке газа. Впоследствии официальные органы не подтвердили и не опровергли эти слухи.
Зарубежные СМИ тем временем разрабатывали иную тему — они писали, что путем преследования сотрудника ТНК-BP российские власти хотят отстранить иностранные компании от разработки российских недр. Также дело Заславских связывали с предшествующим преследованием Британского совета в России и общим ухудшением отношений между Россией и Великобританией.
Наконец, другие аналитики предполагали, что преследование Заславских является завуалированной попыткой государства повлиять на ход переговоров ТНК-BP и «Газпрома» о продаже последнему Ковыктинского газоконденсатного месторождения. В ТНК-BP эту версию с самого начала не поддержали. Сегодня можно предположить, что не без оснований: Заславские уже осуждены, а сделка не завершена до сих пор.
Возможно, подробности о том, какие из слухов о деле Заславских являются правдивыми, а какие — нет, станут доступны прессе теперь, после вынесения приговора. Впрочем, также существует вероятность, что ждать прояснения ситуации придется еще не один год.