Главная » Компании » Шулер из топ-десятки

Шулер из топ-десятки

Лихорадка мирового экономического кризиса, органично дополненная «местными» кризисными особенностями, мощно аукнулась в Украине: промышленность переживает упадок, падение стоимости акций компаний, резкое снижение курса гривни, многие банки пребывают на грани банкротства, вкладчики не могут получить свои деньги в банках, сокращение объемов строительства, рост безработицы, стремительное обнищание многих людей…

Было бы проще, если бы кризис в стране был только финансово-экономический. Но у нас он еще заметно усиливается разгулом мошенников и тех, кто им потворствует. В атмосфере безнаказанности.

Долг платежом красен…
Характерная черта сегодняшнего отечественного финансового рынка – не только долги по кредитным заимствованиям, но и долги по ценным бумагам. Обозначился рост так называемых «технических» дефолтов компаний по гривневым облигациям. Компании-должники не успевают своевременно погасить задолженность (либо выплатить процентный доход) и пытаются как-то умаслить инвесторов, уговорить их предоставить каникулы по платежам, реструктуризацию или еще какие «льготы».

При этом в общем и целом от оплаты они не отказываются. Часто инвесторы склонны соглашаться, потому что влезать в судебные разбирательства занятие малоприятное – время – деньги, а тут надо тратить и время, и деньги. Кстати, уж ежели дошло до банкротства, то перспектива вернуть средства в полном объеме… скажем так, невысока. Корпоративные облигации большей частью не обеспечены залогом. Посему инвесторы обычно не горят желанием доводить дело до полного дефолта.

И все равно уже есть несколько всех переплюнувших фирм-эмитентов, кто пошел на, так сказать, настоящий полноценный дефолт – проще говоря, отказывается выплачивать долги. В этом почетном ряду лидеров-банкротов одесское ООО «Инсахарпром-К».

Оно объединяет ОАО «Котовский сахарный завод», ОАО «АПК «Пивденный» и ЗАО «Заплазский сахарный завод» (все размещаются в Одесской области), занимается производством и торговлей сахара и другой продукции переработки сахарной свеклы (патока, сахарная пудра). Еще сравнительно недавно – два года назад – внешне неплохо все выглядело. «Инсахарпром-К» значился крупнейшим сахарным оператором на Юге Украины. Но это как раз тот случай, когда внешность бывает обманчивой.

За довольно респектабельным фасадом скрывалась неприглядная картинка. Однако, «сахарное» руководство даже заявляло о наполеоновских планах — выйти за пределы южного региона и стать национальным сахарным игроком. Такая возможность действительно существовала. В частности, на руку играло выгодное географическое расположение, близость портов – подобного преимущества лишены другие сахарщики страны. Оставалось только научиться продуктивно заниматься производством, проявлять к этому желание.

Чай без сахара
Но занялись другим. В апреле 2007 года «Инсахарпром-К» выпустил именные процентные трехлетние облигации (1000 грн. за штуку) на сумму 50 млн грн. Процентная ставка установлена на уровне 16% годовых, выплата процентного дохода ежеквартальная,.возможность досрочного погашения ежегодная.

Тогда громко декларировалось, что у сахарных заводов должно быть в должном количестве собственное сырье, что привлеченные средства будут направлены на приобретение площадей для выращивания свеклы, на модернизацию заводов. Обещали уменьшить себестоимость производимого сахара. Вроде как все правильно. Нельзя было не замечать аграриев, которым невыгодно стало выращивать сахарную свеклу, нужно было подумать о модернизации заводов (которые строились еще в советское время), об изменениях технологии выращивания свеклы.

Но в итоге «сладкие» деньги каким-то образом «проели» — и не более того. Похоже, именно для этого их и брали, не утруждая себя какими бы то ни было думами о производстве. Многих аналитиков уже изначально терзали смутные сомнения о перспективах возвращения долгов по облигациям. Непонятно, как вообще могли появиться инвесторы у «Инсахарпрома»?! Ведь по итогам 2006 года «Инсахарпром-К» был убыточным предприятием. И уже с кучей долгов. Очевидно, без «откатов» здесь никак не обошлось. Вполне возможно, что в этих комбинациях задействованы клерки, которые мыслят не в интересах своих шефов.

Неудивительно, что большого спроса на бумаги «Инсахарпрома-К» явно не наблюдалось – отпугивало невысокое кредитное качество и низкий уровень прозрачности деятельности. Значительную часть облигаций пришлось выкупать компаниям по управлению активами (КУА), потратившим для этого чужие деньги — клиентов-инвесторов. Вероятно, без посвящения их в суть происходящего. Тоже выглядит подозрительно — с чего бы это вдруг КУА проявлять такое рвение, если знаешь с кем имеешь дело?

По меньшей мере странным выглядит и первоначальный благосклонный долгосрочный кредитный рейтинг от агентства «Кредит-Рейтинг». Впрочем, постепенно его прогнозы становились все более неутешительными. И на десерт «Инсахарпром-К» благополучно скатился до уровня uaD. В переводе на более понятный язык, рейтинг uaD означает дефолт. И дефолт действительно постучался в двери «Инсахарпрома». Остановлена выплата процентов и основной суммы по долговым обязательствам, договариваться с кредиторами о реструктуризации задолженности ООО не стало.

Более того владельцы «Инсахарпрома» избрали другой более увлекательный путь… стали прятаться от инвесторов — группы киевских компаний «ТАСК», которая безрезультатно пыталась с ними связаться. Ничего вразумительного о причинах неплатежа эмитента не смог сообщить и андеррайтер выпуска облигаций «Инсахарпром-К» – донецкий «Первый украинский международный банк». Вот такой себе заварился чай. Только без сахара.

К слову, так как сахарные заводы строились еще в период СССР, то по тогдашним традициям рядом с ними были созданы и посёлки-спутники. Поселковая инфраструктура была завязана на эти заводы. Например, система водообеспечения поселка Краснознаменка в Одесской области базируется на территории «Пивденного» сахарного завода. Теперь, когда завод простаивает, можно себе представить, какое это удовольствие сидеть без водопроводной воды и канализации. И сельсовет помочь не в силах, потому что завод считается расположенным за пределами территории поселка.

Проще всего списать все свои огрехи на кризис. Сейчас для многих модно стало им прикрываться. Дескать, «не виноватая я, он сам пришел». Можно говорить об аграриях, которым невыгодно стало выращивать сахарную свеклу. Могут сказать, что вообще сейчас сахарной промышленности Украины несладко. Это правда. Сокращены посевные площади под сахарную свеклу, снижены объема производства, ввоз сахара-сырца по квоте ВТО нередко способствует проблемам отечественных сахарных заводов. Но тем не менее действительно сильные сахарные предприятия как-то выживают. И в дефолт «не уходят».

Например, один из крупнейших производителей сахара в Украине — ОАО "Сахарный союз „УКРРОС“ в 2008 году увеличил на 20 тыс. га банк земли, больше стал использовать собственное сырье в обработке, компания на 30% увеличила производство сахарной свеклы, на 13% сахара и в итоге укрепила свою долю на сахарном рынке с 9,8% до 12,8%. Работает агропромхолдинг «Астарта-Киев», «Украинская продовольственная компания», почему-то функционируют и многие другие предприятия, стремятся обеспечить свои предприятия собственным сырьем, минимизируя зависимость от рынка. По прогнозу Минагрополитики даже при снижении посевных площадей и ограничении финансовых возможностей урожай сахарной свеклы в Украине в 2009 году увеличится на 20% по сравнению с прошлым годом за счет совершенствования технологий.

«Мыльный пузырь», накачанный кредитами
На самом деле, как и встарь, если не все, то очень и очень многое решают кадры. А среди основных учредителей «Инсахарпрома-К» есть такой себе небезызвестный деятель, тот еще кадр президент совета одесской промышленно-строительной группы «Интострой», депутат Одесского горсовета Александр Леонидович Коробчинский – личность исторического масштаба.

У него в наличии целая «бизнес-империя», где значится огромадное множество всяких-разных «успешных» компаний, объединенных одной общей чертой – они не работают или почти не работают.
Нормальная ситуация в экономике: бизнесмен заработал деньги и думает, куда их выгоднее вложить: какое производство выстраивать, какую продукцию производить, как эффективнее ее потом можно продавать, как вырастить персонал высокой квалификации, где закупить сырье, какое внимание уделить рекламной кампании… Все это требует больших затрат времени, сил, нервов.

Гораздо проще найти какую-нибудь сладкую «халяву» и черпать себе из этой кастрюли. Что Коробчинский с успехом и делает. Источником его доходов стало отнюдь не производство. Его «бизнес-империя» – это «мыльный пузырь», щедро накачанный кредитами. Кто-то коллекционирует марки, кто-то календарики, кто-то значки, а г-н Коробчинский коллекционирует… кредиты и облигации. И не только «сахарные». В 2006 году были выпущены именные беспроцентные (целевых) облигации ПСГ "Интострой » на сумму 71,7 млн. грн. сроком обращения до 31.12.2010 года. Вполне очевидно, их постигнет участь «засахаренных» облигаций. Кстати, «Интострой» даже не публикует свои финансовые отчеты. Хотя обязан регулярно это делать.

А копеешные суммы причитающихся за это штрафов лишь стимулируют забросить отчеты куда подальше. Зато вот вкладчиков строительства жилых домов обманули. Еще весной-летом 2005 года (!) они должны были благополучно вьехать в свои квартиры, но ударные стройки на улице Картамышевской и на улице Заболотного все никак не могут завершиться. Почти 300 семей вынуждены страдать из-за… очень мягко выражаясь, безответственности Коробчинского.

В целом по информации сайтов «сredit-rating.com.ua”, «stockmarket.gov.ua» и другим источникам компания «Коробчинский и партнеры» взяла для сахарных заводов кредитов и облигаций на сумму в 158 миллионов гривень. Отданы под залог заводские здания и оборудование. А возвращено только 22 млн. Остальные 136, стало быть, где-то зависли. А общая сумма долговых обязательств «владельца заводов, газет, пароходов» составляет ни много, ни мало… более 342 миллионов гривень! Вернее, это только то, что нам известно. Может, если хорошо поскрести по сусекам, то…? А на эти деньги потом можно скупать собственность (компании, заводы, другие активы), а заодно и прокуратуру, судей, милицию, промышлять откровенным рейдерством…

Без окон, без дверей, без «полной горницы людей»

А что касается суперплодотворной производственной деятельности… вот, скажем, ОАО «Одесский деревобрабатывающий завод». Изготовленные им окна и двери хорошо знакомы многим одесситам. Еще сравнительно недавно это было стабильно работающее, вполне процветающее предприятие. Но в 2005 году на него положил глаз Коробчинский. Воспользовавшись трудностями предприятия, он за смехотворные деньги (25 копеек за штуку) постепенно скупает акции у тогдашнего руководства завода.

Однако, завод был нужен г-н Коробчинскому вовсе не для развития деревообрабатывающей промышленности, не о технологиях деревообработки ХХI века он думал. Притянул внимание земельный участок, на котором расположено предприятие — более 14 тысяч кв. метров производственных площадей в черте города. Для приобретения контрольного пакета акций, позволившего бы полностью распоряжаться предприятием, требовалось квалифицированное большинство (не меньше ¾ голосов акционеров) в высшем органе акционерного общества — общем собрании акционеров.

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?», — говаривал герой известного мультфильма. Для реализации фикс-идеи – захватить все предприятие — не поленились разработать хитроумный план. Дабы не допустить участия в собрании акционеров ветерана завода Бориса Задиянчука, в распоряжении которого примерно 30% акций появилось без всяких на то законных оснований решение Любашевского районного суда о наложении ареста на акции Задиянчука. Потом прибегли и к другим махинациям.

В итоге Коробчинский приобрел неограниченные полномочия в руководстве предприятием. Заводское имущество по милости нового хозяина было превращено в залог, под который он получил 18 млн. грн. для другого своего предприятия – Кулиндоровского индустриального концерна (кстати, он проработал в 2008-м году только три месяца и сейчас стоит, люди не получили зарплату). Часть оборудования Деревообрабатывающего завода продается, а что продать не удалось – сдали в металлолом. Сейчас предприятие весьма похоже на опустевший дом отца Федора из «Двенадцати стульев» после того, как жена выслала ему последние деньги на приобретенье стульев — ничего не производится, царит заброшенность, разруха, работники завода вышвырнуты на улицу, в том числе, и те, кто проработал на нем десятки лет.

По иску Б. Задиянчука Одесский аппеляционный хозяйственный суд признал незаконными все сделки завода, заключенные с января 2007 года (договора по продаже имущества, по аренде, по залогу). Возбужден ряд уголовных дел против руководства завода. Совсем неплохо бы г-ну Коробчинскому озаботиться возвращением назад заводского имущества…

«Ищет милиция, ищут пожарные…»
Из других ярких примеров завладения чужим имуществом обманным путем можно вспомнить историю взаимоотношений Коробчинского с Одесским керамзитовым заводом. Созданный в 1989 году завод, в 1995 — году был приватизирован. 63 % акций отошло к одному из основателей предприятия — корпорации «Украгропромстрой». Затем их выкупает… всего за одну тысячу гривень (точнее будет сказать – украл) некий г-н Шабанов, руководящий АОЗТ «Одесагрострой». После чего в 2003 году Шабанов решил продать акции Коробчинскому. Уже за миллион «с гаком» гривень. Но продал… фактически бесплатно.

Поскольку столкнулся с еще большим, чем сам мошенником. Коробчинский его попросту обдурил – за акции не заплатил. Как тут не вспомнить гоголевского городничего: «…мошенников над мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул!». А дальше закрутилось-завертелось — начались показательные наезды на завод, а также на заводы «Керамит» и Изокерам», созданные с использованием его имущества, информационное давление на подконтрольном телеканале. Коррупционные связи Коробчинского в прокуратуре позволили открыть уголовные дела на руководство Керамзитового завода.

При поддержке прокуратуры Суворовского района Одессы летом прошлого года состоялся очередной (уже пятый по счету) рейдерский захват завода «Керамит». Вообще понятно, что проворачивание многих махинаций было бы невозможным без откровенного "крышевания» областной или районной прокуратуры.

Также о производственных талантах Коробчинского хорошо знают и на ОАО «Кулиндоровский завод ЖБИ» (завод больше ничего не производит), на Трикратском карьере, убыток Заплазского и Котовского сахарных заводов в 2008 году составил 26 млн. гривень. Зато в прошлом году председатель наблюдательного совета ЗАО «Трикратское карьероуправление» Александр Коробчинский прямо на производственном совещании … избил бывшего председателя правления ЗАО «Трикратское карьероуправление» Сергея Басалыка бейсбольной битой. Другие участники совещания услужливо ему помогали…

Пострадавший обратился в прокуратуру Одесской области, но Коробчинский до сих пор не понес никакого наказания. Коминтерновская районная прокуратура возбудила уголовное дело по факту невыплаты зарплаты (один млн. гривень) работникам коробчинского Кулиндоровского индустриального концерна. Однако, облпрокуратура что-то тормозит это дело. На одесских интернет-форумах «успешный» промышленник значится в почетном «черном списке» работодателей, его разыскивают бывшие сотрудники его предприятий, не получившие причитающуюся им зарплату. Не удается найти даже на Пушкинской, 32, где располагалась штаб-квартира бесчисленных коробчинских предприятий.

Еще в декабре 2008 года Александр Леонидович предусмотрительно продал это здание площадью более 4 тыс. кв. метров… своему сыну за 4 млн. гривень (!). Оплатить можно с отсрочкой платежа на год и с возможностью расплатиться векселем. Хотя понятно, что реальная стоимость здания не менее 4 млн. долларов. Кстати, это последний принадлежащий «Инсахарпрому-К» актив, не отягощенный залоговыми обязательствами.
Впрочем, пока г-на Коробчинского безуспешно «ищет милиция, ищут пожарные…» (как в известном стихотворении), его вполне можно увидеть на… некоторых высоких собраниях. Например, он стал участником прошедшего в Киеве Всеукраинского собрания промышленников и предпринимателей Украины. Как представитель «реального сектора экономики» (!) он озаботился разработкой первоочередных мероприятий, способных помочь (!) разрешению экономического кризиса в Украине.

Вот ведь, что интересно — если почти ничего (!) не производится, зато много потребляется, то ведь кто-то же должен за это платить? Или вернее – расплачиваться. О бизнесовых талантах Александра Леонидовича прекрасно осведомлены и в производственных, и в финансовых кругах. Тем не менее при таком пасьянсе он исправно получает деньги в банках и от других инвесторов. Какой такой сахарной пудрой удалось запудрить их бдительность?

Осторожно, мошенники!
Александр Леонидович Коробчинский — большой охотник до всевозможных титулов и побед в номинациях. В позапрошлом году несколько одесских изданий опознали в не местного «бизнесмена года». Еще бы понять за какие заслуги?! В прошлом году он вошел в изобретенный одной из одесских компаний список 20 наиболее влиятельных мужчин Одессы. Интересно в каких-таких вольтах-амперах измеряется и проявляется это его влияние?! Однако же, есть рейтинг, где действительно вполне забронировано место для Коробчинского. Думается, он давно уже вполне достоин быть представленным в топ-десятке… лучших мошенников Одессы. Тяжелым мошенническим трудом он зарабатывает на «кусок хлеба» — шулерские карточные приемы, «развод на бабки», наперсткомания… Конечно, многим из тех, кому доводилось встречаться с Коробчинским на дорогах бизнеса, давным-давно все это известно. А вот широкая публика только сейчас открывает для себя перипетии его бурной деятельности. Осторожно, мошенник! Не станьте его следующей жертвой!

Как известно, Международный валютный фонд выделил нашей стране кредит объемом в 16,4 миллиарда долларов. Деньги должны быть использованы для восстановления финансовой и экономической стабильности. Только вот где гарантии, что за ними уже давно не выстроилась очередь из таких вот коробчинских?! Есть ли гарантии, что значительная часть кредитов не разбежится неизвестно куда, не окажется заведомо «невозвращенными»?! В таком случае и многие мало кому нужные залоги едва ли помогут…

Увы, сегодня в стране буйным цветом процветает хаос, безнаказанность и безответственность. Всевозможные аферы в кредитно-финансовой сфере с использованием для этого банковских технологий и финансовых инструментов давно стали обыденным явлением. На удочку жуликов попадаются банки, компании по управлению активами, инвесторы, простые граждане… Но почему-то не производится должный «разбор полетов» типичных способов совершения и маскировки финансовых преступлений, не обеспечиваются меры безопасности при проведении финансовых операций.

Совсем неплохо было бы государству ужесточить контроль за кредитно-финансовой политикой коммерческих банков, усилить роль регулирующих органов (Нацбанка, Государственной комиссии регулирования рынков финансовых услуг, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). Виновные в разворовывании средств должны нести наказание. При твердой руке государства у разного рода мошенников меньше будет шансов для «разгуляй, рука, размахнись плечо!». Вот тогда и с кризисом будет гораздо легче сражаться…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...