Главная » Экономика » Что помешало союзническому «танго втроем»? В ВТО пойдем другим путем

Что помешало союзническому «танго втроем»? В ВТО пойдем другим путем

12 августа в Москве пройдет заседание комиссии тройственного Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. Будем решать, как вступать во Всемирную торговую организацию, анонсировал повестку первый вице-премьер Игорь Шувалов. При этом, по его словам, Россия исходит из того, чтобы всем трем странам присоединяться «на одинаковых условиях и одновременно». Но если вдруг возникнут юридические сложности, каждому участнику союза придется действовать в одиночку, согласовав все с коллегами. Что ж, вполне дипломатичное решение вопроса, который уже начал казаться неразрешимым.

Напомним, вступать в ВТО втроем решено было на саммите ЕврАзЭС в июне. Тогда инициативу Казахстана поддержал Владимир Путин.

Заявление премьера прозвучало как раз в тот момент, когда разочарование по поводу нашего вечно подвешенного вступления в ВТО достигло критической массы. Сложилось общее впечатление, что полноправное участие в мировой торговле так и останется для нас далекой перспективой и есть вопросы более насущные и организации более дружественные. Например, ЕврАзЭС и создаваемый в его рамках Таможенный союз. С этой точки зрения, решение вступать в ВТО втроем выглядело вполне логично: раз уж союз создается в 2010 году, то и участниками мировой торговли уместнее становиться всем вместе.

Формально ничто не мешало такому «танго втроем». Прецедентов множественного вступления в ВТО еще не было, но и запрещающих норм в правилах организации тоже не нашлось. Этим и решено было воспользоваться.

Спустя несколько недель ситуация сильно изменилась. После саммита «большой восьмерки» в итальянской Аквиле президент Дмитрий Медведев вернул всех на исходные позиции.

— Можно, согласовав некие общие стандарты и позиции внутри «тройки» Таможенного союза, вступать раздельно, что, на мой взгляд, является более простым и более реалистичным, но при соблюдении, конечно, прав и интересов других участников, — отметил он, добавив, что скорее всего речь идет «о разноскоростном вступлении».

С одной стороны, такая разноголосица всех тогда удивила. Но с другой — к тому моменту стало очевидно, что Россия, Белоруссия и Казахстан в плане подготовки к вступлению в ВТО слишком сильно друг от друга отличаются. Понятно, что после 15 лет безостановочных переговоров московские переговорщики приблизили ВТО на расстояние вытянутой руки (что, впрочем, не мешало ей, организации, оставаться очень далекой), а Минск и Астана и половины пути не проделали. В этом случае наше общее присоединение может задержаться на неопределенный срок.

Впрочем, после президентских заявлений никаких действий не последовало. Заявка на трехстороннее вступление уже лежала в секретариате ВТО, и ее никто не отзывал. Так втроем или по одиночке? Этот вопрос весь последний месяц не давал спокойно спать российским переговорщикам и всем интересующимся наблюдателям.

Во вторник все точки над i расставил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

— Мы исходим из того, что переговоры ведутся от имени трех государств одновременно, с площадки единой переговорной группы, будем добиваться одинаковых условий и единовременного приема таможенной территории, — заявил он и добавил: — Могу сказать, что, выполняя указания руководства страны, мы нашли максимальное количество аргументов для того, чтобы этот процесс продолжать. Вместе с тем нужно признать, что существует большое количество юридических сложностей.

Вдаваться в эти тонкости первый вице-премьер не стал, но отметил, что именно они могут нарушить весь стройный план:

— Если юридически потребуется оформить членство на двусторонней основе, а не как единой таможенной территории, то такие юридические возможности будут использованы. Но при условии, что переговоры будут вестись от имени единой переговорной группы, мы будем добиваться единых условий, и все это будет в полной координации наших действий с казахстанскими и белорусскими партнерами.

Эта сложносочиненная конструкция — явно результат долгих споров в поисках оптимального решения. Сформулировать ее можно и в нескольких словах: будем пытаться вступать втроем, а если не получится — пойдем поодиночке. Из дипломатичного монолога Шувалова следует как минимум три вывода. Во-первых, в правительстве у нас рассуждают здраво и отдают себе отчет в том, что может не получиться. Во-вторых, категоричную точку зрения вроде «мы пойдем втроем несмотря ни на что, а там будь что будет» наши чиновники не разделяют, а значит, остается поле для маневра. Ну и наконец, главное — поступаться собственными интересами (а вступление в ВТО к ним, безусловно, относится) ради даже очень большой дружбы никто не собирается.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.