Факт того, что в последние месяцы города Белоруссии, граничащие с Польшей, буквально наводнены выходцами из Грузии, упомянули практически все СМИ. Однако, за редким исключением причины, вызвавшие пограничный ажиотаж не анализируются.
Только за август попытку пересечь белорусско-польскую границу совершило не менее 6 тыс. грузин. Большинство из них постигла неудача. Попадая на территорию Польши, граждане Грузии атакуют социальные службы с целью получения статуса беженца и положенных данной категории лиц дотаций. Даже малая часть «беженцев», просочившихся через границу на законных основаниях, уже парализовала приграничные гуманитарные центры. В одном из них в середине августа вспыхнул бунт. Кандидаты на статус беженцев забаррикадировались в здании, после чего потребовали улучшения условий содержания и сокращения сроков рассмотрения прошений.
Причиной, породившей этот кризис, явились необдуманные поступки президентов Белоруссии и Польши. Первый из президентов, испытывающий постоянные проблемы с наполняемостью бюджета, имел желание заработать на транзите грузин. Как известно с 2001 года Россия ввела года визовый режим с Грузией. Белоруссия не только не последовала примеру государства-союзника, но, более того, организовала прямые ежедневные авиарейсы по маршруту Минск-Тбилиси. Безвизовую лазейку в виде свободного передвижения из Тбилиси в Минск и далее на территорию России ежегодно используют тысячи нелегальных эмигрантов.
Вразумить Минск не смогли даже новые аргументы, возникшие после вооруженного конфликта на Кавказе в августе прошлого года и ужесточения визового режима между Россией и Грузией.
Если белорусские власти пострадали от собственной жадности, то президента Польши Качиньского подвело пристрастие к широким популистским жестам. Во время визита в Грузию 14 августа 2008 года, желая поддержать коллегу Саакашвили, Лех Качиньский во всеуслышание заявил, что всех грузин ждут с распростертыми объятиями в его стране и в Европе. Граждане Грузии восприняли призыв буквально и ринулись в Европу через белорусскую безвизовую лазейку.
Продавая на родине все имущество, грузины отправляются в Белоруссию с целью перебраться через границу и осесть в Европе, не имея при этом не только виз, но и представления о способах их получения. Белорусские пограничники в шоке от наплыва грузин, подавляющее большинство из которых не имеет шансов попасть в Польшу, и возвращаются в Белоруссию.
Тысячи грузин, осевших в приграничных Бресте и Гродно, потратили на переезд последние деньги. В скором времени они станут обузой уже для белорусских властей, пополнив ряды уличной преступности, либо предпринимая попытки массового нелегального перехода границы. Ситуация накаляется и в скором времени бунты беженцев могут случиться уже на белорусской территории.