Разговоры о скором исчерпании запасов нефти ведутся с конца XIX века. Но «топливный апокалипсис» все откладывается и откладывается. Как раз в четверг было объявлено об открытии, которое может отодвинуть истощение нефтяных запасов в далекое будущее. Специалисты британской компании пробурили с плавающей в Мексиканском заливе платформы 11-километровую скважину и первыми в истории нашли на такой глубине огромное месторождение «черного золота». Так сколько же нефти сможет получить человечество в целом и Россия в частности с применением таких технологий?
Специалисты британской компании BP (она и вела бурение) в оценках перспектив месторождения сдержанны.
Точные объемы открытого нефтяного бассейна и размер инвестиций в добычу еще только предстоит определить, говорят они. Поэтому коммерческая добыча нефти там начнется лет через десять — то есть вряд ли раньше 2020 года. После этого планируется добывать там более 300 тысяч баррелей нефти в год. Это позволит увеличить сегодняшнюю добычу на всем шельфе Мексиканского залива в два раза. Оценка запасов составляет от 4 до 6 миллиардов баррелей. Это очень много — хватит, чтобы закрыть все потребности Соединенных Штатов на год.
Таким образом, британцы на практике доказали, что нефти на земле гораздо больше, чем мы думали до сих пор. России, например, нынешних запасов хватает на 22 года. Но теперь стало ясно, что новое «черное золото» найти удастся.
— Это большой успех! — восклицает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский. — На сегодняшний день это самая глубокая нефть в мире.
Пока «черное золото» добывают в основном с глубин 5-7 километров, максимум — 8, объясняет академик. И здесь самое интересное — это то, что с ростом глубины месторождения становятся все больше и больше.
— Никто пока не может предсказать глубинные запасы. Есть разные гипотезы. У России здесь хорошие перспективы, впрочем, как и у других стран, — уверен Анатолий Дмитриевский.
Например, наши ученые рассчитывают обнаружить в Астраханской области на глубинах 7-8 километров залежи объемом несколько миллиардов тонн нефти. Похожая ситуация и в Западной Сибири.
Конечно, есть и чисто технические проблемы сверхглубокого бурения. Главная — это огромные температуры в недрах Земли. По мере внедрения в горные породы температура увеличивается в среднем на 1 градус через каждые 33 метра. То есть на глубине в 10 километров надо ожидать порядка 300шС. Такой нагрев требует использования специальных бурильных инструментов. Не столь горячи недра древнего кристаллического щита Кольского полуострова, где в 1970 году в научных целях (не ради добычи) советские геологи начали бурить скважину, проектная глубина которой составляла 15 км. В июне 1990 года скважина достигла глубины 12 262 м, а в 1994 году бурение прекратили. Все это время она находилась в законсервированном состоянии, а в прошлом году проект было решено закрыть совсем — своих целей ученые достигли, а содержание скважины в условиях вечной мерзлоты — слишком дорогое удовольствие.
В любом случае пока вопросов по поводу новой находки в Мексиканском заливе еще очень много. Месторождение располагается в пластах Нижнетретичного периода, сформированных 24-65 миллионов лет назад. При этом открытие нефти на глубине 10 км косвенно подтверждает теорию нашего великого ученого Дмитрия Менделеева. Еще в конце позапрошлого века он предложил непонятую современниками неорганическую теорию происхождения нефти. Общепринятая органическая теория предполагает, что нефть образовалась из перегнивших остатков растений, и в «черном золоте» действительно находят сложные химические структуры, образующиеся исключительно в папоротниках и хвощах. Однако эти вещества могли попасть в нефть, образовавшуюся вовсе не из гнилушек. Менделеев считал, что углеводороды будущего топлива получаются в результате реакций карбидов металлов с водой при высоких температурах и давлениях в глубине Земли. В качестве примера — многие читатели нашей газеты наверняка помнят, как в детстве они бросали в лужу кусочек карбида кальция и поджигали выделяющийся ацетилен (один из углеводородов).
Говоря другими словами, Менделеев был уверен, что образование нефти идет и сегодня. И если наш великий соотечественник прав, то «черное золото» не кончится никогда.
Впрочем, и усилия работящих бактерий сбрасывать со счетов не стоит. Как показали образцы породы с Кольской сверхглубокой скважины, условия для обитания микроорганизмов есть даже на глубине более 12 километров — горные породы там оказались пористыми и насыщенными водными растворами. Американский геолог Томас Голд даже предположил, что нефть на таких глубинах является не чем иным, как продуктом жизнедеятельности бактерий, которые питаются поднимающимся из земных глубин метаном.
Но одно можно утверждать точно, не дожидаясь результатов кропотливых исследований, — «черного золота» нам еще надолго хватит.