Газ, которого нет
Похоже, что слово «газ», может скоро выйти из нашего лексикона. Газа опять нет. И непонятно когда будет.
ГАЗОВЫЙ вентиль, перекрытый Узбекистаном на прошлой неделе, до сих пор наполовину закручен. Долг в млн. погашается «очень плохо». Об этом «АП» сообщил глава ГУП «Таджикгаз» Фатхиддин Мухсиддинов. Уже в понедельник, по его словам, объем газа сократился и составил 10 кубометров в час (22 кубометра на прошлой неделе). Ранее, по его словам, в республику поступало примерно 30-40 тыс. кубометров узбекского топлива.
Газ сейчас получает только ТАЛКО, а работавший в неполную мощность «Таджиказот» встал в конце прошлой недели.
— До сих пор крупные должники: «Барки Точик», который задолжал более $3,7 млн., и остальную сумму — «Таджикцемент» не начали погашать долг, и у нас нет четкого представления, когда это произойдет, — заявил Мухсиддинов. — Очевидно, этот вопрос должно решать правительство, поскольку это — государственные предприятия.
Такая ситуация у нас происходит с завидной регулярностью. К примеру, в апреле текущего года газовая задолженность составляла $7,5 млн. А ранее в 2006 году ГУП «Таджикгаз» даже брал кредит в банке в размере $2 млн. для погашения задолженности перед узбекскими партнерами.
Почему из года в год происходит такая ситуация, и почему от этого должны страдать наиболее дисциплинированные потребители — обычные люди?
Этот вопрос требует дифференцированного подхода, считает независимый экономист Рустам Бабаджанов.
На практике у нас складывается парадоксальная ситуация. Если население не платит за газ, его дисциплинированно отключают. Когда задолжники — крупные предприятия, то ущерб несет опять население — отключают всех и его в первую очередь.
— Необходим принципиально новый механизм реализации импортируемого газа для того, чтобы обеспечить своевременную оплату, — считает экономист.
Другой эксперт, известный бизнесмен — Карим Ахмедов, который несколько лет занимался поставками газа в Таджикистан, считает, что эту проблему можно решить только при найме профессиональных управленцев отраслью распределения газа.
— Вся эта система оплетена коррупцией, а нормальных профессионалов практически не осталось, — считает Ахмедов. — Если откровенно, то все что происходит у нас в энергетическом секторе обусловлено в основном кризисом в руководящем составе.
По его словам, только менеджеры международного класса смогут навести порядок в отрасли, как это было в Казахстане и Грузии. По данным эксперта, профессиональное управление повысит эффективность всего энергетического комплекса на 40%. По его мнению, чтобы разобраться в проблемах более детально, газовой отрасли необходим аудит, такой же, как в «Барки Точик» и «Талко».
Цены на газ ползут вверх
НА фоне несвоевременных платежей по газу нам светит и другая проблема — газ вскоре должен значительно подорожать.
Как сообщают российские СМИ, в конце минувшей недели «Газпром» и Туркмения подписали соглашение о принципах ценообразования на туркменский газ. Документ был подписан по итогам визита главы российского энергетического холдинга — Алексея Миллера в Туркменистан. В соглашении зафиксированы договоренности о рыночных принципах ценообразования в рамках долгосрочного контракта на закупку Газпромом газа в республике. Детали документа, формулы цены и уровня закупочных цен на 2009г. не приводятся. Однако еще в середине марта Казахстан, Туркмения и Узбекистан заявили о намерении поднять цену на газ с 2009 г. до европейского уровня. Как ранее говорил Миллер, в случае если газовый концерн будет покупать среднеазиатское сырье по европейским ценам, стоимость газа на Украине, которая является основным потребителем среднеазиатского и, в частности, туркменского газа, может вырасти с $179,5 в 2008г. до более чем 400 долларов за 1 тыс. куб. м.
«Газпром» закупает газ в Центральной Азии на сопоставимых условиях. Наибольшие объемы (около 50 млрд. куб. м ежегодно) газовый холдинг покупает у Туркмении и перенаправляет на Украину. В первом полугодии 2008г. «Газпром» закупал туркменский газ по $130. за 1 тыс. кубометров, во втором полугодии — по $150.
Как все это связано с Таджикистаном, гадать не надо. Наши специалисты также ожидают повышения стоимости голубого топлива уже в следующем году.
— Есть все предпосылки считать, что цена на газ будет повышаться, — заявил глава «Таджикгаза» Фатхиддин Мухсиддинов. — Ну что делать — это рынок. Мы говорили, что и 55 долларов дорого, но покупаем сейчас по 145 долларов за тысячу кубов…. Если потребуется, будем обсуждать и другие цены.
Правда, по его словам, несмотря на вызывающие тревогу тенденции в ценовой политике Узбекистана — традиционного газового партнера нашей страны, к переговорам стороны пока даже не приступили.
— Обычно мы начинаем работать над новым договором по закупке газа в четвертом квартале каждого года. Пока мы работаем по заключенному ранее контракту и никаких претензий к нашим узбекским партнерам не имеем, — отметил Мухсиддинов.
Альтернатива есть?
МЕЖДУ тем, ожидаемое подорожание газа негативно отразится на экономике страны, считают эксперты.
— Какое производство может быть рентабельным при цене за газ, скажем, в 400 долларов? — задается вопросом Карим Ахмедов. — Вообще создается впечатление, что угроза энергодефицита в нашей стране возникла только вчера. Теоретически мы все время говорим об этой проблеме, но на практике делается очень мало. Почему, к примеру, реально не изучаются возможности альтернативных источников энергии?
О необходимости развивать альтернативные источники говорит и экономист Рустам Бабаджанов.
— У нашей страны в этой сфере большой потенциал, и его необходимо использовать, — говорит он.
По его мнению, несмотря на большие затраты на развитие выработки энергии за счет солнца или ветра, эти издержки окупятся быстро. Кроме того, необходимо активнее развивать собственные газовые месторождения.
А пока Таджикистан должен, скорее всего, пойти по пути Европы, которая столкнулась с энергетическим кризисом еще в начале 70-х прошлого века.
— Европейские страны перешли на практику энергосбережения — перестроив не только свое отношение к энергии, но и собственные дома, — говорит Бабаджанов.