Об этом 23 мая на пресс-конференции, посвященной итогам энергетического саммита, заявил старший исследователь Джеймстаунского фонда (США) Владимир Сокор, передает корреспондент ИА REGNUM в Киеве. Он уверен, что северный газовый транспортный коридор и трубопровод через южный черноморский регион были разработаны частично для того, чтобы обойти Украину и чтобы сократить пользование транзитной системой этой страны. «Понятно, что это означает чрезвычайно дорогой газ для европейских потребителей. Также эти проекты усилят доминирование “Газпрома” на европейском рынке, что, естественно, не отвечает интересам Европы. Но пока не все европейские страны это понимают», — сказал Сокор.
Он отметил: «Не только Литва и Эстония, но и Швеция и Финляндия, то есть старые члены ЕС, имеют серьезные замечания относительно проекта “Северный поток”. Они практически приостановили его, ведь газопровод будет идти через их эксклюзивную экономическую зону и территориальные воды. В соответствии с нормами международного права, страны не имеют права останавливать проекты по прокладыванию трубопроводов через их территории. Но они имеют право задавать большое количество вопросов и получать конкретные ответы».
«Южный поток проходит через украинскую эксклюзивную зону, точно также, как Северный поток через зону Финляндии и Норвегии. Таким образом, страны нового сообщества транзитеров могут применить свои права и без политической конфронтации получить ответы на отдельные вопросы. К примеру, каким образом строительство газопроводов повлияет на экологию, на рыболовную промышленность, на безопасность навигации? И в соответствии с нормами международного права, страны могут требовать изменений в предлагаемом маршруте. Ведь детали газотранспортных маршрутов надо согласовывать с теми странами, по которым будет идти газопровод. Поэтому, если кто-то захочет приостановить исполнение какого-то проекта, он сможет это сделать», — убежден эксперт.
Он считает, что реализация Южного потока — не в интересах Украины, поскольку этот трубопровод не лучшим образом повлияет на развитие энергетического рынка в большей части Европы. «Это обусловлено тем, что газ тогда будет контролировать только Российская Федерация. К тому же приостановление Южного потока даст шанс для реализации “Набукко” и “Белого потока”», — заявляет Сокор.