Консультации на переговорах по вступлению России в ВТО закончились так неутешительно, что члены российской делегации впервые раскрыли содержание двусторонних переговоров. Как сообщает «Коммерсант», главным препятствием стала позиция не Грузии, как ожидалось, а Саудовской Аравии.
Чтобы поставить российские нефтехимические предприятия в равные условия с зарубежными, саудиты требуют от России доведения внутренних цен на энергоносители до уровня мировых.
Поскольку ценообразование на нефть в России определяется не государственными компаниями, требование Саудовской Аравии прежде всего относится к ценовой политике «Газпрома».
«Подобные претензии выглядят необоснованными»,— заявил 29 мая глава российской делегации Максим Медведков по итогам консультаций. Он все же надеется, что проблему удастся решить уже в начале июня 2008 года в в Эр-Рияде, на переговорах с участием главы Минфина Алексей Кудрин.
Требование повысить внутренние цены на газ появилось, как только Саудовская Аравия стала членом рабочей группы, говорят участники переговоров. Но российская делегация, вопреки принятой практике, решилась обнародовать его публично.
В 2005 году сама Саудовская Аравия подверглась давлению со стороны США, выдвигавших аналогичные требования — повысить внутренние цены на сырье для экспортно ориентированных нефтехимических компаний. Пока Саудовская Аравия не согласилась, США блокировали переговоры. Теперь саудовцы требуют того же от России.
Помимо проблем с Саудовской Аравией нерешенным остается вопрос экспортных пошлин на российский лес, против которых выступают скандинавские страны, а также объем прямой государственной поддержки российских сельхозпроизводителей. Россия настаивает на объеме 9 млрд в год, ЕС требует снизить его до 3,5 млрд.
Тупиковая ситуация сложилась в переговорах с Грузией — политические требования этой страны не могут быть разрешены в рамках переговоров по ВТО, поскольку у российской делегации нет мандата на такие переговоры.