На следующей неделе Верховная Рада рассмотрит законопроект, предусматривающий увеличение импортной пошлины на автомобили с действующих 10 до 25%.
Пошлины были уменьшены еще в мае в связи со вступлением Украины в ВТО. Однако отечественные лоббисты отечественного автопрома не успокоились и намерены вернуть старые правила.
Инициатива повышения пошлин на ввоз импортных автомобилей с 10 до 25% принадлежит отечественным автопроизводителям. Еще весной они смогли пролоббировать в Верховной Раде закон, который восстанавливал 25%-ную пошлину на импортные автомобили. Однако против закона резко выступил президент. Глава государства указал: закон в таком виде противоречит обязательствам, взятым Украиной перед Всемирной торговой организацией.
Замечание президента не смущает народных депутатов. Они готовы вернуться к рассмотрению этого вопроса уже на следующей неделе. Две наибольшие фракции Рады – Партия регионов и БЮТ – имеют достаточное количество голосов для преодоления вето.
Член профильного комитета и депутат от Партии регионов Дмитрий Святаш уверен: политическое решение принято и депутаты преодолеют вето президента на закон. «Есть определенные лоббисты в БЮТ и Партии регионов, которым выгодно принятие этого закона именно в такой редакции – то есть до нового года все-таки отсрочить введение пониженных пошлин», – рассказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и диллеров Олег Назаренко.
Закон, который предусматривает 25%-ную пошлину на импортные автомобили, одобрен Комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики. Документ состоит из двух частей. В первой речь идет о повышении ставок пошлины на мясо крупного рогатого скота. Однако настоящий смысл документа спрятан во второй его части, состоящей из кодов по товарным позициям. В нем почти сотня товаров, по которым снижение ввозной пошлины отодвигается на начало 2009 года.
Самый посвященный человек по этому закону – глава комитета, депутат от БЮТ Сергей Терехин – тщательно скрывает его направленность и отрицает планы по его принятию. «Нет резона дергать рынок», – сказал Терехин.
Участники рынка уже ждут изменений. Более того, большинство опрошенных импортеров не сомневаются, что Верховная Рада допустит понижение пошлин и с 2009 года. Уже существует несколько вариантов закона, которые обойдут требования ВТО. «Первый вариант – акцизный сбор, взимаемый с объема двигателя автомобиля. Второй вариант – акцизный сбор, рассчитываемый от стоимости автомобиля», – говорит директор по маркетингу автоконсалтинговой компании Auto ES Антон Маргуненко. В первом случае пострадают покупатели новых авто. Во втором – покупатели новых и бэушных автомобилей.
Отдельный вариант: депутаты растягивают снижение пошлин – с 25 до 10% – на пять лет. «Мы могли не снижать пошлину одним махом, а делать это постепенно. Сначала 20, потом 17, 16% и так далее», – говорит глава правления крупнейшего автопроизводителя «УкрАвто» Александр Козис. Учитывая, что «УкрАвто» представлен в парламенте собственником Тариэлом Васадзе, этот вариант не следует сбрасывать со счетов.
Отсрочка 10%-ной ставки по нормам ВТО может вызвать негативную реакцию со стороны организации. «Страна вступила в организацию, а законодательство не меняется. Это может вызвать санкции и неприятие со стороны ВТО», – говорит Назаренко.
Директор Украинского института экономических исследований и политконсультаций Игорь Бураковский утверждает, что, помимо санкций, поведение Украины отразится на имидже страны и снизит ее инвестиционную привлекательность.