Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭ КУ), повысила тариф на электроэнергию для промышленных потребителей первого класса на 10%. Для второго класса тариф вырос на 8,2%. Об этом сообщил бывший член Нацкомиссии, исполнительный директор компании Concorde Capital Андрей Герус. В эфире радиостанции Голос Столицы он детально объяснил, почему повышение является необоснованным, и почему сверхприбыли идут в частные руки, а платят за все, в итоге, обычные потребители.
Чем Нацкомиссия аргументирует повышение этих тарифов для промышленности?
— Это означает, что хотели приблизить тарифы для населения к тарифу промышленности, которые в настоящее время существенно отличаются. Но потом, через несколько месяцев, снова начали поднимать тарифы для промышленности. Таким образом, трудно понять логику. Насколько понимаю, повышение связано с тем, что новая Роттердамская формула цены угля и электроэнергии, плюс есть вопросы по «Энергоатому». Хотя он производит дешевую электроэнергию, но объем выработки снизили. В связи с этим с 1 июля для промышленности вырастут тарифы почти на 10%.
Что значит Роттердамская формула? Это как с газом — берем цену газа на международных рынках и переводим на украинский рынок? Так же с электроэнергией?
— Не совсем так же, потому что газ мы реально импортируем из Европы. Поэтому, так или иначе, эта импортная цена переводится на украинских потребителей. За уголь, добываемый в Украине, мы платим по цене угля в Роттердаме плюс стоимость доставки в Украину. Европейский уголь по качеству намного лучше. Тем не менее, за свой вредный уголь мы платим стоимость угля европейского плюс якобы оно доставляется в Украину. Это означает, что он ниоткуда не едет, он здесь, в Украине, и эта цена переводится в тариф электроэнергии, и это приводит росту тарифов.
Это выгодно, прежде всего, тем, кто поставляет уголь для украинских теплоэлектростанций и производителям электроэнергии?
— Совершенно верно. Это выгодно угольному бизнесу. На сегодняшний день 90% угля — это частные компании. Там также 70% тепловой генерации в одних частных руках.
А какие последствия будут от такого повышения тарифов для промышленности? На населении это отобразится?
— На населении это обязательно отразится, так как за все платит конечный потребитель. Это отразится, во-первых, в тарифах на товарах, потому что там 40% себестоимости — это электроэнергия. Это отразится на стоимости проезда в метро, потому что там электроэнергия. Это отразится на цене молока, хлеба и всех других товаров. За это все будут платить конечные потребители.
Глава Нацкомиссии Дмитрий Вовк в эфире телеканала «Украина» говорил, что низкие цены для потребителя — это было одним из тех аргументов, что промышленности приходилось за все платить. Сейчас для населения повысили тарифы, чтобы якобы не компенсировать ничего. А теперь еще и для промышленности повышают. Где логика?
— Дело в том, что логики нет. Если для населения повысили, для промышленности нужно не двигать. Если поднимаете тарифы для промышленности, то это означает, что предстоит еще следующий дополнительный этап для населения. Когда мы параллельно поднимаем цены и для населения, и для промышленности, мы будем вечно их поднимать, и они никогда не сравнятся. Абсолютно алогичные действия. Я думаю, что должна быть какая ответственность чиновников за свои действия.
Могут промышленные компании, промышленные группы их обжаловать в суде?
— Думаю, могут, потому что там есть очень серьезные формальные нарушения. Они, устанавливая тарифы, нарушили этот порядок, сроки, они даже до сих пор не обнародовали расчет формулы, которую приняли и согласно которой провели расчеты еще в апреле. Два месяца эти расчеты скрываются. Вопросов очень много, велика вероятность того, что будет много исков, и дело имеет шансы быть выигранным.
Чье лобби окажется мощнее — представителей промышленных кругов или производителей электроэнергии?
— Представители компаний, производящих электроэнергию, они более сплоченны, консолидированы. Есть большая компания Рината Ахметова, которая занимает позицию, а потребители промышленные, в основном, они рассредоточены. Собственно, если промышленные потребители будут объединяться вокруг того, чтобы отстаивать свои интересы и справедливый тариф, то тогда может быть какой-то баланс. На сегодняшний день происходит большой перекос, и это является большой проблемой.
То есть этот тариф еще и необоснован с экономической точки зрения?
— Он необоснованный. В России уголь дешевле, чем у нас. Даже в Турции уголь дешевле, чем у нас, хотя Турция уголь не добывает. Поэтому понятно, что его цена завышена, и те средства идут в частные руки, потому что основной уголь сегодня — это не государственные шахты. Их менее 10%. Это частный бизнес. Собственно, просто прикрываются шахтерами, но на самом деле эти средства — это доход частного бизнеса.
Напомним, что с 1 июля тарифы на тепло и горячую воду поднимутся на 75-90%. Эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский посчитал, что минимальная сумма за коммуналку в двухкомнатной квартире теперь будет составлять 3 тыс. грн.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что политика премьера Владимира Гройсмана и министра энергетики Игорь Насалика привела к тому, что населению придется ограничить себя в использовании электроприборов.