Премьер Владимир Гройсман допускает вариант пересмотра коммунальных тарифов. Накануне он заявил о том, что если цена на газ будет ниже, то и тарифы будут откорректированы. Вот только, когда это случится – не уточнил. Не планирует с этим вопросом пока разбираться и парламент.
О возможном пересмотре цен на коммуналку и о работе парламента в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики, народный депутат Сергей Каплин.
Действительно ли депутаты попрощались с созданием ВСК, которая должна изучать обоснованность цен на коммуналку?
— Перспектива создания любой ВСК в парламенте незначительна. За последний год я зарегистрировал около 8 проектов постановлений о создании таких комиссий, ни один из них не был рассмотрен парламентом. А коалиция, с некоторых пор — такой бандитско-политический картель БПП и «Народного фронта», не позволит другим политическим силам открывать завесу ключевых проблем, в том числе тарифных. Поэтому никаких комиссий и рабочих групп больше не будет, а единственный инструмент, с помощью которого можно влиять на премьера, Кабмин и коалицию — это улица и профсоюза. Мы провели почти 50-тысячный митинг под стенами ВР, мы в диалоге с премьером, и премьер в рамках той встречи, которая у нас была, пообещал до конца каникул ВР выработать формулу, по которой тарифы будут снижены, и это было условие нашего ультиматума к правительству.
Вашу особую позицию в БПП мы знаем, вы не раз заявляли о том, что покидаете эту фракцию, но до сих пор является представителем фракции БПП. Вы представляете и профильный комитет. Вы — та самая власть, которая могла повлиять на то, что вы сейчас критикуете. Почему ВР не смогла повлиять на снижение тарифов? Можно ли будет в сентябре повлиять на снижение тарифов? Или работа ВР снова остановится?
— Я написал заявление о выходе из БПП и коалиции. Это заявление принципиально не объявляется Парубием, потому что в таком случае нужно будет объявить еще ряд заявлений других нардепов, и тогда не будет коалиции, тогда Парубий будет дворником, а не спикером ВР. Я подал в суд с тем, чтобы суд обязал Парубия объявить мое заявление, но этот суд, контролируемый нынешней властью, никакого решения не принял. Я подал апелляцию на это решение и сейчас нахожусь в судебном процессе.
Для снижения тарифов нужно: вернуть в государственную собственность газовые месторождения, газораспределительные сети, а также выработать политику прозрачности формирования такого тарифа. Он сейчас совершенно непрозрачный и формула начисления тарифа неизвестна. Способна ли ВР пойти этим путем? Ну, очевидно что неспособна. Никто не будет убирать кормушку «Нафтогаз», где зарабатываются невероятные средства на газовых сделках, никто не будет ликвидировать ренту, НДС, которой формируется на две трети стоимость тарифов, и эти деньги потом прогоняются через все заинтересованные звенья государственной вертикали, где зарабатываются сотни миллионов гривен. Поэтому нас ждет несколько следующих лет несколько перевыборов, очищение, обновления власти. И любые сказки, что мы найдем какую-то относительную формулу, сделаем через непринципиальные шаги какие-то изменения — это будет неправда.
Действительно ли штрафовали нардепов за прогулы? Вас или других депутатов? Или это все только разговоры?
— Виктор Пинзеник говорит, что чем больше ВР находится в состоянии бездействия, тем меньше зла она приносит украинскому обществу. Большинство того, что принимается сегодня в ВР — это лоббистские законопроекты, которые обслуживают интересы украинских олигархов, а порой — иностранных. Такое количество прогулов, как у меня, это даже меньше, чем среднестатистическое для депутатов ВР. Объективно, мои вызваны очень большим объемом работы.
Итоги работы Рады в эфире «ГС» подвел также внефракционный народный депутат Михаил Головко.
Поставьте оценку работе ВР, подводя итоги этой сессии, и почему именно такая оценка?
— Моя оценка будет невысокой — в пределах двойки или единицы. Потому что ключевые проблемы ВР не были решены, те законопроекты, которые сегодня требует общество, они не принимаются, вообще ВР не смогла даже создать ВСК по тарифам, относительно оффшорных скандалов, и так далее. Лично я больше сотни законопроектов предложил, и они просто блокируются, не ставятся в повестку дня. То есть сегодня парламент нелегитимен, потому что не сформировано большинство. У нас не парламентский кризис, а выше — это кризис доверия общества к власти. Сегодня люди не верят не только парламенту, но и правительству, которое поднимает тарифы до нереальных вершин, не верят сегодня президенту, который себя скомпрометировал отсутствием действий, реформ и коррупционными скандалами. Поэтому, я думаю, что осенью ситуация кардинально не изменится, ибо нет оснований. Если власть не пойдет на компромиссы, не пойдет договариваться с оппозицией в виде того, чтобы создавать комиссию, расследовать все эти скандалы, не будет прислушиваться, то парламент не будет работать ни в сентябре, ни в октябре.
Перед выборами всегда поднимают тему снятия депутатской неприкосновенности. Что надо сделать, чтобы не только говорили об этом, а, наконец, проголосовали этот вопрос?
— Мы голосовали первый раз и сейчас будем голосовать. Не нужно скрываться за депутатской неприкосновенностью. Но мы требуем также, чтобы была отменена неприкосновенность в отношении судей и в отношении президента тоже. Чтобы все были равны перед законом, а не чтобы одна ветвь власти доминировала над другой.
Ранее кандидат политических наук Алексей Якубин в эфире «ГС» прокомментировал довыборы в Раду, а также отметил, что все партии, включая президентскую, активно готовятся к досрочным выборам. Айсбергом, на который все же натолкнется украинский парламент, станет вопрос Минска.
На довыборах в Луганской области были созданы фактически параллельные структуры, которые проводили эти выборы, заявил народный депутат Алексей Рябчин. По его мнению, если не изменить законодательство, то это «луганское ноу-хау» на следующих выборах распространится по всей стране.