Как сообщает пресс-служба прокуратуры Киева, во время совместной с СБУ операции задержали Игоря Дорошенко — председателя правления обанкротившегося банка «Михайловский». Дорошенко уже объявили о подозрении в хищении 870 миллионов гривен и доведении финучреждения до неплатежеспособности.
Банк «Михайловский» был признан банкротом 23 мая. По информации НБУ, 20 мая, когда глава правления Дорошенко оставил должность, банк под прикрытием технического сбоя ограничил доступ куратора НБУ к своей базе данных и провел ряд сомнительных операций по переводу вкладов физлиц, увеличив нагрузку на Фонд гарантирования вкладов на 1 миллиард гривен.
В связи с этим Фонд гарантирования вкладов физлиц продолжает судиться с финансовой компанией, которая вывела активы банка «Михайловский» перед его ликвидацией. Не окажутся ли в заложниках этого разбирательства вкладчики банка Михайловский, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт по банковским вопросам, заслуженный экономист Украины Игорь Полховский.
Задержание главы правления банка «Михайловский» Игоря Дорошенко поможет вернуть выведенные активы банка?
— Есть уже пример – это всем известная «Элита-центр», когда была классическая мошенническая схема. Те люди, кто собирал деньги, сбежали, потом их поймали, вернули сюда, отпустили и т.д. В данной ситуации непосредственно в самом банке работал так называемый «черный банк», это когда потенциальные вкладчики приходили, заключали договора в помещении банков — не депозиты банковские, а финансовые соглашения с некими финансовыми компаниями, и деньги перечисляли непосредственно на счет. Тем самым эти деньги не отображались в балансе банка и, естественно, государство по ним не может нести ответственность.
Как действуют в таком случае правоохранители в других странах мира?
— Во всем цивилизованном мире по этому поводу система работает очень оперативно, буквально в течении суток происходят моментальные аресты всего и вся, что так или иначе имеет отношение к банку «Михайловский»: начиная с собственников, основных акционеров, топ-менеджеров и их квартир, вилл, машин и т.д. У нас работает другая схема, к сожалению, которая находится на уровне слабой, можно сказать, отсутствующей правоохранительной системы в стране. Взял в кредит миллион, половину этого миллиона отдал либо милиции, либо прокуратуре, либо суду. Грубо говоря, откупился отовсюду, а с полумиллионом пошел счастливым. В результате пострадал банк или, опять же, вкладчики. Это слабость государственной системы, неспособность сегодня реагировать на подобные виды мошенничества.
То есть по международной практике должен быть задержан весь топ-менеджмент?
— Обязательно. Должны быть задержаны и главный бухгалтер и главный акционер, кто влиял на политику банка, на подбор кадров. Не только задержаны, а, как минимум, арестовано все их имущество, все их активы, потому что предполагается, что эти деньги использовались в мошеннических целях именно топ-менеджментом либо акционерами для удовлетворения собственных потребностей.
А как будет развиваться ситуация с реальными вкладчиками банка и с людьми, которые заключали договор с этой компанией?
— Судя по заявлению Фонда гарантирования, с реальными вкладчиками практически со всеми рассчитались в пределах обязательств. А вот что делать с вкладчиками, которые приходили в офис банка, но при этом заключали договора не с банком, а с некой финансовой компанией, попав под влияние менеджмента, это вопрос уже, к сожалению, не Фонда гарантирования. Но сложно выявлять проблемы, когда где-то за углом находится человек, который на 2% больше предлагает вкладов, а люди у нас алчные, идут и подписывают договора, а потом, к сожалению, перекрывают улицы.
Претензии можно предъявить к НБУ или правоохранителям?
— Я не думаю, что здесь НБУ несет основную вину. Косвенно да, но здесь исключительно правоохранительная система должна была отработать эту схему. Эти схемы – «Элита-центр» и «черные банки», они периодически возникают то ли на уровне какого-то филиала какого-то крупного банка, где мелкий, средний руководитель делает «для своих» вроде как повышенные процентные ставки, а на самом деле эти деньги не проходят через кассу.
Что делать протестующими?
— Надо оперативно арестовывать все имущество и бизнес-активы, начиная с акционеров и заканчивая топ-менеджментом, и через суд их конфисковать, компенсировать пострадавшим людям. Это мошеннические схемы, а мошеннические схемы компенсируются исключительно за счет мошенников. А в этой схеме, если это так, то мошенники являются топ-менеджерами, скорее всего, и акционерами.
Напомним, ранее адвокат Сергей Лапутько сообщил, что вкладчики банка «Михайловский» собрались провести акцию протеста под посольством США. Если протестующие устроят там беспорядки, то им грозят сроки от трех лет лишения свободы.