В среду, 2 ноября, на заседании Кабмина глава «Укрзализныци» Войцех Бальчун выступил с резонансным докладом, в котором ответил на обвинения в плохой работе. По его словам, с апреля на «Укрзализныце» технический дефолт, а в компании не прекращаются попытки внутреннего саботажа реформ.
Накануне глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил, что не вполне доволен работой польской команды. «Я не готов сказать, что я полностью доволен работой польской команды в «Укрзализныце». Но, безусловно, есть вопросы относительно скорости внедрения реформ. Я бы сделал упор на том, чтобы была полная концентрация именно на работе, а не на пиаре», — сказал Омелян.
Грязь и антисанитария
Бальчун сообщил, что «Укрзализныця» понесла до 800 млн убытков из-за льготных перевозок. Кроме того, на предприятии с апреля продолжается технический дефолт.
«Не работающие системы кондиционирования из-за не проведенных вовремя тендеров, грязь и антисанитария, не выполняются планы ремонтов, отсутствие запчастей, отсутствие чистых постелей и пустые склады», – пожаловался глава УЗ.
По его словам, ситуация в финансовых вопросах еще сложнее. «Кредитный портфель составляет 43 млрд грн, из них 83% в иностранной валюте. Фактически с апреля продолжается технический дефолт. Принудительные взыскания продолжаются в связи с донецкими долгами. С наших счетов сняли 780 млн в принудительном порядке. В счет наших клиентов было принудительно взыскано 108 млн в пользу WOG. Были проиграны судебные дела на 500 млн грн и 50 млн долларов», – сказал Бальчун.
Он также пожаловался, что в 2016 году было выделено мало средств на ремонты вагонов и локомотивов. «К сожалению, во время пика перевозок, который продолжается до сих пор, это привело к недостатку движимого состава, на что жалуются наши клиенты. Как раз в 2016 году у нас было большое количество выходов из эксплуатации вагонов в связи с окончанием сроков их эксплуатации. Количество вагонов постоянно падает, но в 2016 году падение было очень резким», – рассказал глава «Укрзализныци».
Что касается пассажирских перевозок, новые поезда «Шкода» просто стояли и не использовались, отметил Бальчун.
На тендерах «накручивали» 1000%
Топ-менеджер «Укрзализныци» посетовал и на отсутствие резерва топлива и блокировку тендеров.
«Мы использовали весь топливный резерв. В худшие моменты в связи с задержками по тендерам наш запас составлял всего 1 день. С поставщиками топлива подписывались договора займа топлива со штрафными санкциями за невозврат 1% в день (365% годовых). Никогда с таким не встречался! Стандартными были блокировка тендеров в Антимонопольном комитете, в судах и сознательное проигрывание судебных дел. Одного из наших директоров убило током, второго похитили – и до сих пор неизвестно о его месте нахождения. По поставке запчастей мы выявили таких поставщиков, которые насчитывали себе около 1000% наценки», – подчеркнул Бальчун.
Итоги работы и планы
Во время своего доклада Бальчун отрапортовал и о проделанной работе. «Мы запустили инфраструктурный проект — монтаж пунктов питания, чтобы летом можно было охлаждать, а зимой обогревать поезда перед тем, как подавать их пассажирам. Мы вытащили из кустов поезда Skoda. Один состав уже ездит. Второй мы вскоре запустим на маршрут Винница-Харьков. Мы завершили ремонт поездов Hуundai, с которыми было много технических проблем. Мы получили согласие на использование 9 тыс. тонн топлива из госрезерва, но пока пытаемся справиться собственными силами», — сообщил он.
По словам главы «Укрзализныци», также в планах — начать модернизацию пассажирских вагонов, завершить в октябре строительство Бескидского тоннеля, а также запустить с нового года первый железнодорожный паром.
«Мы строим 3000 вагонов на наших базах, покупаем 3600 вагонов за счет кредитной линии ЕБРР, ремонтируем 34 тыс. Вагонов. На октябрь мы планируем завершить строительство Бескидского тоннеля (тоннель через Карпаты в Европу. — Ред.). Весь тоннель уже проходной», — отчитался он.
«Мы хотим перейти на рыночную цену в закупке топлива. «Укрзализныця» уже делала такие попытки, но они были неудачными», — добавил глава УЗ.
Как сообщалось, Бальчун выиграл конкурс и был официально назначен главой Администрации железных дорог Украины летом 2016 года. Ранее он возглавлял «Польские железные дороги».