Экспорт украинских товаров выдал очередные неутешительные данные: за 9 месяцев, с января по сентябрь, объем поставок продукции из Украины сократился на 8,7% или на 2,47 млрд долларов США. Если в аналогичный период 2015 года было зафиксировано положительное сальдо торгового баланса (экспорт превышал импорт) в 710 млн долларов, то теперь отрицательная разница составила 1,7 млрд долларов США.
Несмотря на сокращение экспорта, пятерка крупнейших торговых партнеров Украины остается неизменной. Правда, объемы поступлений валюты от них уже не те.
Россия по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером Украины. За нею — Египет, Польша, Турция, КНР, Германия, Венгрия, Белоруссия, Испания, Румыния, Саудовская Аравия и Чехия. Объемы торговли со США даже не входят в десятку и при этом постоянно сокращаются.
Крупная роль Канады в украинском экспорте
Верховной Раде предлагается ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой. Проект соглашения предусматривает углубление экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. В частности, это касается торговли промышленными и сельскохозяйственными товарами, защиты интеллектуальной собственности и вопросов государственных закупок.
Заместитель министра экономического развития и торговли Украины, торговый представитель Украины Наталья Микольская сообщает, что это первое соглашение, заключенное Украиной на соседнем континенте, поэтому его вообще нужно было вносить как приоритетное. Но вот объемы рынка, мягко говоря, не впечатляют: Канада экспортирует в Украину товаров на 100 миллионов долларов ежегодно, Украина в Канаду — на 18 миллионов. И после введения «зоны» украинская пшеница все равно не попадет в Канаду, так как на весь агросектор там установлены глобальные квоты. Зато канадские товары будут стремиться «в гости к нам» и через нас транзитом в Европу. Это действительно, великое достижение
Минэкономразвития и еще одно выгодное соглашение, почти такое же как и «зона» с Евросоюзом, куда товары также поставляются по квотам.
По словам экономиста Виктора Скаршевского, экспорт в Канаду составляет незначительный объем от общего экспорта.
«Экспорт в Канаду от общеукраинского экспорта составлят 0,08%, а импорт — 0,1%. Здесь и близко не может быть речи о компенсации потерь в связи с закрытием российского рынка», — отметил Скаршевский.
«Структура экспорта Украины ухудшается. Сырьевая направленность с 60% увеличилась до 62%, если сравнивать с показателями 9 месяцев 2015 года. Экспортируется в основном металл, зерно, руда, химия и прочие сырьевые товары», — добавил он.
Накануне эмбарго РФ замминистра экономического развития и торговли — торговый представитель Украины Наталия Микольская оценивала возможные потери Украины от ввода продовольственного эмбарго Россией на уровне не более 140-205 миллионов долларов. А Минагрополитики отмечало, что экспорт продукции, которая попадет под действие эмбарго, составляет всего 1% в общем объеме внешней торговли Украины.
Конечно, если считать прямые потери, может, ведомства и не ошиблись в своих расчетах. Но слабые познания в области экономической географии сыграли с ними злую шутку. Кто же знал, что украинский транзит в Среднюю Азию, который (как ни странно) тоже доставлялся через Россиию, автоматически попадет под запрет? Кто угодно, только не профильное Минэкономразвития. «Обновленный» прогноз «от Микольской» — миллиард долларов убытка от российского эмбарго.
К сожалению, эти убытки больше похожи на потери от ЗСТ с ЕС, и только за 9 месяцев составили почти 2,5 миллиарда долларов США. Кто не верит, тому — данные Госстата по географической и товарной структуре внешней торговли.
Неутешительное сокращение экспорта
Очередной провал экспорта был запрограммирован украинской властью в виде решения, принятого экс-премьер-министром Арсением Яценюком, который заявил, что несмотря ни на что с 1 января 2016 года будет действовать зона свободной торговли с ЕС. Крупнейший торговый партнер Украины, Российская Федерация, неоднократно заявляла, что старт свободной торговли с ЕС означает эмбарго на украинские товары в рамках зеркальных санкций против европейских производителей плюс отмена режима свободной торговли для тех, кто не попал под санкции, и дальше хочет поставлять товары в Россию.
Отдельным «сюрпризом» стала угроза прекращения транзита украинских товаров через территорию России. Таким образом, поставки в государства Средней Азии и Китай оказались блокированы.
За время действия эмбарго, с января по сентябрь 2016 года экспорт в Казахстан, который был одним из ключевых рынков для Украины, обвалился до 55,1% по сравнению с 9 мес. 2015 года, а в остальные среднеазиатские государства скатился до уровня экспорта в Канаду — на уровне погрешности.
В общем экспорт в страны СНГ сократился до 72,9%. Кроме Средней Азии украинские производители потеряли часть рынка Молдовы из-за введенных квот. Сократился экспорт в Белоруссию и Грузию, а также — в США, Китай, Иран и Саудовскую Аравию с ОАЭ.
По словам Виктора Скрашевского, данные Госстата опровергают утверждение, что зона свободной торговли с ЕС может компенсировать потерю российского рынка и рынка СНГ в целом.
«За 9 месяцев этого года экспорт в ЕС вырос всего на 415 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в другие страны — уменьшился на 2,5 миллиарда долларов. То есть, рост экспорта в ЕС не перекрывает падения поставок в другие страны.
Если сравнить нынешние показатели экспорта в ЕС с 2014 годом, картина будет еще более удручающая. Несмотря на зону свободной торговли, экспорт в Европу упал практически в 1,5 раза, с 13,5 млрд долларов до 9,8 млрд долларов за 9 мес.2016 года. То есть, никакого роста нет. А если посмотреть, что мы сейчас продаем в Европу, то окажется — те же сырьевые товары, из них 40% — продукция агропромышленного комплеса, прежде всего зерно, и 20% от общего экспорта в ЕС составляет металл. Отрицательное сальдо торговли не только со странами СНГ, но и Евросоюза», — подчеркнул Скаршевский.
В то же время, по словам экономиста, после всех запретов Россия остается наиболее крупным внешнеторговым партнером Украины.
«Самый важный партнер по экспорту, остается как ни парадоксально, после всех резких падений, — это Россия. Если сравнивать не с ЕС, а с отдельными странами Европы, то доля России — самая большая, 9,9%», — отметил эксперт.
Что стоит за этими цифрами? Украина теряет даже сырьевые рынки. Саудовская Аравия, ОАЭ и страны региона Ближнего Востока и Северной Африки — крупнейшие импортеры продовольствия в виде зерновых культур, как, впрочем, и Китай. Только позиция экспорта в Египет не показала падения. Остальные направления потеряли от 10% и больше. Минэкономразвития впору бы задуматься, что происходит на этом направлении, но, видать, некогда. Все усилия уходят на снятие торговых барьеров с Канадой.