Основной удар вроде бы направлен против «крутых» машин с мощными двигателями (свыше 2,2 л), а также старых (свыше 8 лет) авто, но в итоге под раздачу попали малоимущие владельцы подержанных «УАЗов» и «Волг», имеющих 2,5-литровые моторы. Например, за ГАЗ-24 «Волга» или УАЗ, оснащенный двигателем 2,4 л, владелец обязан, по новому закону, платить 1800 грн. в год, хотя было всего 240 грн.
«В России сбор взимается с мощности двигателя, а в Украине — с объема. Но объем не связан с ущербом окружающей среде и дорогам, — рассказал нам председатель Федерации автомотолюбителей Украины Виталий Дзюба-Фетисов. — У нас выходит, что тот, кто покупает старое авто, должен платить налог намного больше того, кто берет новый престижный внедорожник!»
По мнению гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, закон должен быть отменен. «В Европе таким налогом борются за экологию, заставляя людей покупать новые авто. А в Украине полно людей, которые ездят на машинах 80—90-х гг., но ездят мало. А налог для них больше, чем для таксиста, который «наматывает» на «Ланосе» по 500 км в день. В США транспортный сбор входит в стоимость топлива — и тот, кто больше ездит и имеет более мощный двигатель — а значит, наносит больше ущерба среде — тот и платит больше, — говорит Назаренко. — Мы подали предложения в Кабмин, Верховную Раду и президенту. У нас же рухнет рынок подержанных авто — ведь ежегодный транспортный сбор может превысить цену такой машины!»
Учитывая, что в законе предусмотрены существенные льготы: инвалиды и участники войны, «чернобыльцы», ветераны труда освобождены от уплаты транспортного сбора (кроме случаев первичной регистрации нового авто), можно переоформить машину на таких людей. Впрочем, это тоже влетит в копейку, ведь помимо пошлины и услуг нотариуса придется уплатить налог в Пенсионный фонд — 3% от стоимости машины.