РИА Новости Украина — Радиостанция Голос Столицы
Народные депутаты предлагают запретить продажу алкоголя ночью по всей Украине. Запрет будет касаться только магазинов, а не кафе и ресторанов.
В парламенте уже зарегистрирован соответствующий законопроект. Его авторы — а это около 20 депутатов — утверждают, что только лишь заботятся о здоровье нации.
Евгений Черняк, владелец алкогольного холдинга Global Spirits (ТМ «Хортица»), чье состояние в 2016 году оценивалось в 230 миллионов долларов, избегал общения с прессой более трех лет. И именно он в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал текущую ситуацию на рынке алкогольной продукции страны.
О ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ЗАПРЕТЕ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЯ НОЧЬЮ
Как вы относитесь к инициативе ограничить продажу алкоголя ночью по всей стране?
— Благими намерениями выстлана дорога в ад. В последнее время достаточно часто бываю в Америке, и хочу вам сказать, что, например, на теннисном турнире легендарном Miami Open абсолютно спокойно можно выпить алкогольный коктейль в пяти буквально метрах от корта. Или абсолютно спокойно принимается реклама алкогольных напитков на стадионе, на котором в том числе находятся дети и играют спортсмены мирового уровня.
Нужно бороться не с рекламой и запрещать ее, а нужно пропагандировать здоровый образ жизни, что, собственно говоря, в Америке на системном уровне и работает. Поэтому, если производитель хочет отрекламироваться, то место рекламы, время рекламы, публика, которая наблюдает эту рекламу, регламентации не подлежат.
Но если народные избранники действительно заботятся о здоровье людей, то нужно заниматься не популизмом, а решение это оцениваю как абсолютно популистское. То есть количество выпиваемого алкоголя не изменится, а увеличится количество, к сожалению, отравлений.
Всему этому вопросу будет сопутствовать криминал. Потому что мы уже с вами наблюдали запрет азартных игр. Для кого-то секрет, что в каждом городе Украины функционируют подпольные казино? Их в достаточном количестве. И человек, который хочет сыграть, обязательно быстро найдет, где ему это сделать.
Есть правило в бизнесе: «отрицая, предлагай». И я, отрицая абсолютно популистские устремления народных избранников, надеюсь все-таки, что хватит здравого смысла не принимать этот абсолютно вредный для людей, для страны и для бюджета закон, хочу посоветовать им сосредоточиться на пропаганде здорового образа жизни. Например, построить баскетбольные площадки, хоккейные, футбольные поля, теннисные корты и пропагандировать здоровый образ жизни.
Начиная с 2011 года в парламенте регулярно появляются законопроекты о продаже спиртных напитков ночью на всей территории страны. Почему их не принимают, но они появляются снова и снова?
Якщо відбуваються якісь зміни на ринку сировини або в законодавстві, ми завжди сідаємо за стіл переговорів і знаходимо спільну мову і розуміння. Є виробники, які заради копійчаної вигоди проводять копійчану лобістську політику. Все одно вони є наші клієнти — і ми повинні правильно працювати.
Чего они хотят?
Дрожжин: Дуже важко сказати, що вони хочуть. Я просто хочу сказати, що ціна найдорожчого спирту з включенням ПДВ в пляшці півлітровій горілки складає сім гривен, а щонайменша роздрібна ціна – 69,63 гривень.
За последнее время «Укрспирт» увеличил объемы выпуска спирта. Как удалось этого достичь?
Дрожжин: Вдалось досягти за рахунок того, що ми ввели гнучку політику ціноутворення, знижок відповідних, які заохочують виробників брати в нас більше спирту. Друге – ми відкрили трохи для себе ринок експортний. Колись він був втрачений Україною, і за останні три роки країна поступово виходить на експорт спиртовмісної продукції.
Якщо в 2015 році експортувалась 241 тисяча далів, то в 2016 році ми вже експортували 317,9, майже 318 далів спирту. Але зараз в мене є свіжі дані, що за два місяці цього року ми вже експортували 78,1 далів спирту. Ми повністю задовольняємо внутрішній ринок України. До речі, це не тільки горілчана, це і медична галузь, це і кондитерська галузь, хімічна галузь і горілчана.
Черняк: Как вы можете объяснить, что производство спирта растет, а производство водки в том году официально упало на 20%? Для кого вы выпускаете спирт?
Дрожжин: Мы спирт не выпускаем. 95% идет нашим водочникам, и поэтому все заявки мы удовлетворяем. Мы за два месяца сделали 25% плана экспорта, а прошлый год отличался от предыдущего еще почти на 50%. Внутри растет производство спирта, в том числе для химической промышленности в Украине. Небольшие относительно объемы по сравнению с водочниками, но растут.
Черняк: Эти 25% увеличившегося экспорта покрывает падение водки на 20% по стране?
Дрожжин: Я не знаю о такой статистике. Официально я видел, что на 11% упала водка по прошлому году. 11% не покрывает, конечно же.
Черняк: Сейчас вы на всю страну заявили, что занимаетесь контрафактным спиртом.
Дрожжин: Ничего подобного. Не надо передергивать. Наш контрафакт невозможно сделать. Вы знаете это прекрасно.
Все предприятия, производящие спирт, принадлежат «Укрспирту»?
— Ні. Це значна помилка. До ДП «Укрспирт» належить 41 підприємство. Це без балансові підприємства, тобто цеха відокремлені. Є ще 41 підприємство. Це юридичні особи, які належать до концерну «Укрспирт». Кожне з них незалежне. Є ще два підприємства, які належать до відомства МОЗ, і одне підприємство, яке належить до відомства Державного управління справами.
Тобто на сьогоднішній день, крім ДП «Укрспирт», існують ще 44 підприємства — юридичні особи. Друга річ — за законом єдиним продавцем цієї продукції може виступати підприємство «Укрспирт». Він виробляє і продає сам, а з іншими підприємствами він працює через договір комісії.
Черняк: Почему интернет забит контрафактной продукцией вашего производства?
Дрожжин: Я думаю, лучше этот вопрос задавать не нам. Мы не производим контрафакта и не производили никогда.
Черняк: Вашего заместителя Недомовного на днях объявили в розыск. Также в бегах у вас находится руководитель службы безопасности Полковников, который курировал продажу контрафактного спирта. Это так или нет?
Дрожжин: Недомовный не объявлен в розыск, и я об этом, честно говоря, не слышал. Во-вторых, вы уже как прокурор выносите приговор Полковникову и остальным. Полковников, например, написал заявление с просьбой уволить по соглашению сторон. Заявление, кстати, он пишет на министерство, потому что министерство назначает и увольняет моих подчиненных, а не я. А Недомовный был на больничном длительное время и взял отпуск за свой счет.
О КОНТРАФАКТНОМ АЛКОГОЛЕ
По словам представителя «Укрспирта», на предприятии не производится контрафакт. Как вы это прокомментируете?
— Правда не бывает удобной, не бывает красивой, поэтому, если делать какие-то заявления, то надо делать их абсолютно честными, правдивыми. А они очень часто шокируют тех людей, которые в вопросе разбираются очень отдаленно.
Я совершенно точно уверен, что человек, который сейчас с нами разговаривал, либо возглавляет эту преступную схему, либо он лузер, который в двух шагах от себя не видит производства огромного количества контрафактного алкоголя.
Государственная монополия на производство спирта нужна для того, чтобы в стране не было другого спирта, кроме качественного. Государственная монополия эту функцию не выполняет, потому что каждый может открыть интернет на своем смартфоне, забить в поисковик «купить контрафактный продукт», и, как минимум, 20-25 предложений будет с доставкой контрафактного алкоголя. Он не берется из воздуха. Скорее всего, не завозят из-за границы.
Это обычная технология – объяснять, что из соседних стран его завозят. Потому что это не выгодно, потому что в стране существуют 70-80 заводов «Укрспирта», 90% из которых простаивают. Потому что они не нужны — но их не продают. То есть мы 10 лет говорим о приватизации «Укрспирта», и 10 лет никто ничего не приватизирует.
Насколько много контрафактного алкоголя в стране?
— По моим подсчетам — как человека, работающего больше 20 лет в рынке — сейчас самая большая доля контрафактного алкоголя, это около 60%. Это огромное количество недоплаченных в бюджет денег. Об этом экспертно заявляют все профессиональные ассоциации, которые объединяют большинство производителей алкоголя.
Последний конфликт наш с «Укрспиртом» как раз и был связан с тем, что эти господа, которые неожиданно заболели, хотели реализовать в части нас преступную схему. Хорошо, что правоохранительные органы достаточно оперативно отреагировали, и эти люди тут же вдруг неожиданно заболели, ушли в отпуска и уволились.
Расскажите подробнее о данной схеме?
— У нас есть заводы, которые делают самый качественный спирт — «Пшеничная слеза». Он востребован в Америке. В Америке, кстати, наши продажи выросли за предыдущий год в 2,5 раза именно потому, что мы предоставляем очень качественный продукт. И нас пытались силовыми методами заставить брать продукцию на других заводах.
Мы сказали, что мы лучше остановимся, но у нас есть заводы, с которыми мы работаем 13-14 лет с момента основания нашего предприятия, и мы с них не уйдем. Принципиально. Если нужно, трудовые коллективы приедут домой к людям, принимающим решение, к этим чиновникам. Потому что лучше остановиться, есть вопрос репутации торговой марки. И я в этом смысле не пойду ни на какие компромиссы. Поэтому мы жестко отстояли свое право.
Кстати, всем рекомендую сейчас прислушиваться к голосу предпринимателей, говорить об этом, говорить громко, если вас где-то пытаются как-то в своих коррупционных интересах обидеть чиновники. В нашем случае это сработало. Насколько я понимаю, все то, что они делали, настолько криминально, что не одно уголовное дело уже должно быть открыто. Но такого воровства, как сейчас, я не видел.
По вашим словам, «Укрспирт» пользуется системой ProZorro только формально, 99% закупок проходят без участия в системе. Как это у них получается?
— Потому что «Укрспирту» нужно закупать сырье по повышенной цене, а через ProZorro это невозможно. Поэтому формально 1% закупают через ProZorro, все остальное закупают по завышенной цене. Это легко проверяемые вещи.
Приходишь в «Укрспирт» и говоришь: я хочу продать пшеницу или кукурузу, и тебе называют схему, по которой это будет продаваться. Если тебе говорят: у нас есть система ProZorrо, официальные торги, то это одно. А если тебе начинают говорить, в какую компанию-посредник тебе нужно обратится и кто с тобой переговорит, то сразу понятно, что это схема. Схема действует с определенных чиновников. Меня это беспокоит, я об этом высказываюсь.
Другие все участники отрасли меня поддерживают. Не у всех хватает смелости высказаться, но если вы в условиях анонимности возьмете комментарии в других участников отрасли, все абсолютно на 100% подтвердят вам мои слова. Мы работаем в 70 странах.
Я вижу модель реализованную, которая есть. Например, классный рынок есть американский. Классный рынок израильский, например, в котором снизили сейчас акцизы — и тут же реализация алкоголя увеличилась и увеличилась реализация в бюджет. А у нас, к сожалению, растет акциз. Это еще одна проблема, но она выходит за рамки сегодняшней передачи.
Я, например, вижу модель страны Молдова, где руководит новоизбранный президент-олигарх, там деформируется рынок мгновенно, как там сложно стало тут же работать. Нам нужно повторять пример Молдовы? Нет. Если у нас есть выбор, давайте повторим пример Израиля, повторим пример США, повторим пример Германии, где тоже есть контрафактный алкоголь. 2-3% есть на любом рынке. Но там точно, на годы расписаны финансовые планы государства. Государство сообщает о своих намерениях. Есть понятные продавцы качественного спирта. Тем не менее, что бы мы не обсуждали, украинская водка ценится в мире.
Поможет ли «Укрспирту» приватизация, и каким образом ее нужно проводить?
— Тут будет некорректно, если я буду давать какие-то советы, потому что я как бизнесмен не удержусь, чтобы не сказать что-то, что выгодно мне. Любые правила игры, которое придумает государство, я буду выполнять. Но если ситуация будет такая же, как сейчас, я в приватизации «Укрспирта» участвовать не буду.
Задумайтесь, что такое для «Укрспирта», если ведущий производитель алкогольных напитков не участвует в приватизации государственной монополии. Это снижение цены. Это абсолютно очевидно. Никто другой из-за границы эту государственную монополию не купит.
Я за наведение порядка, я за то, чтобы приватизация прошла максимально прозрачно, я за то, чтобы могли производить качественный продукт, продавать своим любимым потребителям, я за то, чтобы мы могли экспортировать отсюда во все страны качественный продукт. Я за то, чтобы для всех были равные условия.
Ранее экономический эксперт Всеволод Степанюк в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что повышение акциза на алкоголь не пополнит украинский бюджет.