РИА Новости Украина — Прайм
Президенты России и Турции намерены встретиться в Москве 10 марта, среди тем для обсуждения в рамках заседаний заявлена реализация проекта газопровода «Турецкий поток». Аналитики рассказали, какие европейские страны заинтересованы в поставках газа по этому направлению, и избавит ли этот газопровод Россию от зависимости от транзита через Украину.
Проект «Турецкий поток» стал свидетелем всех превратностей российско-турецких отношений за последние годы: меморандум о взаимопонимании по его строительству между «Газпромом» и турецкой компанией Botas Petroleum Pipeline Corporation был подписан 1 декабря 2014 года, однако реализация затянулась из-за споров об объемах поставок и цене на газ для Турции. Позже проект и вовсе был заморожен на фоне ухудшения отношений Москвы и Анкары из-за сбитого турецкими ВВС российского Су-24.
Впрочем, после того, как договоренность о возобновлении проекта была достигнута в августе 2016 года на самом высоком – президентском – уровне, а позже было подписано и ратифицировано межправительственное соглашение по «Турецкому потоку», неразрешимых вопросов по проекту остаться не должно, пишет Прайм.
Основные параметры газопровода определены: планируется строительство двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря мощностью 15,75 миллиарда кубометров газа каждая. Одна нитка предусмотрена для поставок газа непосредственно на турецкий рынок, другая — для поставок газа транзитом через Турцию в европейские страны.
Для строительства, кажется, готово все: глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что компания завершила создание на территории России мощностей для подачи газа по двум веткам «Турецкого потока», в конце февраля член правления компании Олег Аксютин заявил, что «Газпром» планирует начать строительство морского участка газопровода в ближайшие несколько месяцев. Срок окончания строительства двух морских ниток — декабрь 2019 года.
Тем не менее, пока остается открытым вопрос — будет ли построена «транзитная» сухопутная нитка газопровода, так как ее реализация зависит от заинтересованности Европы в российском газе и получении от нее гарантий в этом. По мнению аналитиков, список европейских стран, заинтересованных в получении газа по второй сухопутной ветке «Турецкого потока», очевиден. Генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что в проекте заинтересованы, прежде всего, балканские страны.
«Но соответствующих соглашений и контрактов с ними пока нет, а они должны быть утверждены Европейской комиссией, потому что именно она определяет условия работы на территории Европейского союза. И тут работы достаточно много», — сказал он.
Аналитик считает, что, несмотря на желание Болгарии реализовать проект «Южный поток», воплотить его в жизнь в первоначальном варианте невозможно. «Прошлый опыт показал, что Болгария неспособна выполнять свои обещания – когда с ними были подписаны соглашения, потом они их разорвали под влиянием визитов американских сенаторов и заявления Еврокомиссии. Поэтому, очевидно, что прежде чем подписывать соглашение с Болгарией, нужно договорится с Еврокомиссией, потому что без них болгары даже если пообещают, ничего не сделают. В свою очередь, Еврокомиссия заявляет, что не считает нужным отказываться от использования украинского транзитного коридора, так как считают его вполне надежным и успешным», — перечислил Правосудов препятствия на пути к транзиту газа через Болгарию.
Заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач также назвал Болгарию в числе возможных получателей транзитного газа «Турецкого потока». «В проекте заинтересованы страны, которые граничат с Турцией, и сейчас получают газ по Трансбалканскому газопроводу, по которому основной объем идет в Турцию: это Болгария и Греция, небольшие объемы идут в Румынию и Македонию», — сказал он.
Потребность в российском газе в Болгарии, скорее всего, будет сохраняться. «Спрос Болгарии примерно 3 миллиарда кубометров в год, и других серьезных источников, чтобы получить этот объем у Болгарии нет и пока не предвидится», — подчеркнул Гривач.
При этом он напомнил, что сейчас «Газпром» активно обсуждает с партнерами возможную реализацию проекта «Посейдон», который позволит поставлять газ из Турции в Италию через Грецию. «Проект можно реализовать достаточно быстро, если будут заключены контракты на закупку этого газа со стороны компаний, которые готовы взять на себя рыночные риски по распределению», — уверен Гривач.
Италия, в свою очередь, заинтересована в поставках газа из России, чтобы снизить риски поставок с нового азербайджанского проекта «Шах Дениз-2», которые планируется начать в ЕС в 2020 году через Турцию после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР), отметил он.
«Проблема Болгарии как надежного партнера по крупным инфраструктурным проектам никуда не делась, и, конечно, она рискует проиграть. «Посейдон» и вторая нитка через Турцию более проработаны, притом что с точки зрения Евросоюза, конечно, выгоднее получить этот газ напрямую, если мы говорим о едином рынке ЕС. Греки, конечно, были бы заинтересованы, чтобы этот газ пришел к ним через Турцию и ушел в направлении Баумгартен (Центрально-европейский газовый хаб в Австрии)», — заключил Гривач.
Аналитики считают, что если «Газпром» реализует все свои планы по строительству морских трубопроводов в Европу, транзит через Украину может быть резко сокращен.
«Если будет построен «Северный поток-2» в двух нитках и «Турецкий поток» в двух нитках, то украинская система фактически останется в режиме запасной. Хотя это зависит от объемов потребления газа в Европе – если они будут расти существенно, тогда и украинская газопроводная система будет серьезно задействована, если останется на текущем уровне, то она будет, скорее, выполнять роль запасного пути транзита», — Правосудов.
С этим мнением солидарен Гривач.
«Прежде всего, угроза экспортных поставок на европейский рынок и получение европейскими потребителями газа, будет сведена к минимуму, а может быть и к нулю. Но это не значит, что Украина не сможет предоставлять услуги по транзиту. Европейский рынок большой, есть перспективы роста поставок газа», — сказал он.
По мнению эксперта, при введении новых маршрутов транзита, Украине придется отказаться от роли безальтернативного «проводника» российского газа в Европу, и приложить усилия для победы в конкурентной борьбе. «Если Украина будет предоставлять услугу на конкурентных условиях, вложит деньги в модернизацию своей газотранспортной системы, приведет ее в порядок, это будет юридически чисто и без угроз со стороны правых радикалов устроить блокаду, то транзит может сохраниться, особенно если в Европе вырастет потребление газа», — прогнозирует он.