Экономят всюду — и в Исландии, и в США, и в Японии. Мировая «головная боль» заставляет действовать людей одинаково вне зависимости от национальной принадлежности. Люди отказываются от увеселительных мероприятий, ужинов в ресторанах и дорогостоящих покупок. Но все-таки особый рецепт экономии есть у каждой страны.
В период кризиса экономят все: и те, кто потерял работу, и те, кто работает, и даже те, кто живет намного «выше среднего». Другое дело — мотивация. Если одни ужимаются для того, чтобы выжить, другие — чтобы иметь денежную «подушку безопасности», третьи — ради приличия.
Даже самые богатые люди планеты в едином мировом порыве не позволяют себе «лишнего». Сейчас немодно летать на самолетах, выставлять напоказ очень дорогие часы и закатывать грандиозные вечеринки — «кризисная этика» не позволяет.
В Соединенных Штатах совсем трагичная ситуация. Опросы общественного мнения, проведенные статистическим бюро минтруда, показали, что американцы решили экономить на лекарствах (походах к врачам) и еде. Драма заключается в том, что «ковбои» очень любят поесть. И отказать себе в лишней порции гамбургеров — это для них чуть ли не лишиться самого дорогого.
Россияне отказывать себе в еде пока не собираются, хотя на более дешевые бренды перешли («Известия» уже писали об этом). Однако соотечественники поумерили амбиции и решили отказаться от планируемых трат на обучение (при том, что на обучение россияне тратили 0,8% своего дохода), турпутевки и ремонт квартир.
В Германии же, напротив, экономят на всем, кроме путешествий. Статистика пассажиропотока в аэропортах Германии свидетельствует, что с начала года на отдых за границу вылетело более 11 миллионов жителей страны — это самое большое число путешественников для первого квартала года за несколько последних лет. Летать предпочитают «по протоптанной тропе» — в Испанию (как и в предыдущие годы).
В самой Испании к проблеме экономии подошли очень основательно. Испанское общество потребителей и пользователей разработало специальные рекомендации.
«Альманах для экономных» призывает не ходить в супермаркеты в хорошем расположении духа, чтобы не делать необдуманных покупок, не брать с собой детей, чтобы они не повлияли на выбор, составлять список заранее на определенную сумму (это позволяет сэкономить до 40% трат). Также рекомендуют стирать в холодной воде, загружать стиральные и посудомоечные машины полностью и даже не пользоваться системой дистанционного управления при выключении телевизоров и другой техники.
Такая «скрупулезная» экономия услуг ЖКХ характерна не только для испанцев. Онлайн-опрос, проведенный мировым лидером маркетинговых исследований Nielsen в 53 странах мира, показал, что вся «европейская братия» больше всего озабочена ростом цен на электричество, газ, тепло — и водоснабжение.