Валютно-финансовая система Латвии оказалась на грани краха. Без масштабной помощи из-за рубежа может последовать резкая девальвация латвийского лата и не исключен дефолт страны и ее крупнейших экономических агентов по кредитным обязательствам.
9 июня агентство Standard & Poor's (S&P) поставило долгосрочный рейтинг Латвии ВВ, на пересмотр с негативным прогнозом в связи с увеличением давления на национальную валюту в ближайшей перспективе. Эксперты считают, что от девальвации лата и дефолта Латвии РФ может извлечь выгоду.
Страна сегодня поставлена перед непростым выбором — последствия девальвации лата могут закончиться катастрофой, считают представители финансовых и денежных властей республики, поскольку от 80 до 90% кредитов компании и граждане страны брали в евро.
Обесценение латвийского лата сделает возврат этих средств практически невозможным, что вызовет цепочку банкротств и дальнейшее ухудшение ситуации в стране, которая и так стоит на пороге финансовой катастрофы, считает „Независимая газета“.
Влияние девальвации лата и возможного дефолта Латвии вряд ли сильно навредит России, хотя, как считает главный экономист ФК „Уралсиб“ Владимир Тихомиров, „будет нанесен определенный ущерб инвестиционному имиджу России, которая в глазах глобальных инвесторов относится к рискованной группе стран Восточной Европы“.
Более того, отдельные аналитики считают, что Россия может даже выиграть, если события в Латвии и других странах Балтии пойдут по самому плохому сценарию.
„Эти государства входят в Евросоюз, так что в случае девальвации их валют нагрузка на евро увеличится, тогда как наступление европейской валюты на рубль резко ослабнет“, -> полагает директор департамента финансово-экономической экспертизы компании „2trade.ru“ Дмитрий Пушкарев.
В результате евро будет слабеть к доллару, что явно на руку Москве, так как и расчеты по торговому балансу, и по продаже энергоресурсов за рубеж, львиная часть потребителей которых находится именно в Европе, производятся в долларах. Так что очень может быть, что России не придется проводить девальвацию собственной валюты из-за второй волны кризиса.