Старт дала Юлия Тимошенко. 23 мая, по итогам всеукраинского совещания с главами местных советов, премьер подписала целый пакет постановлений, в том числе об увеличении финансирования этих самых глав и увеличении штатов местных советов. В итоге сельсовет самой крохотной украинской деревушки получил дополнительно 1,5 чиновничьих «штыка» (во времена Януковича полагалось 3,5 штатной единицы, теперь — пять), а в населенном пункте посолиднее — не менее трех (было 12—15, стало 15—18).
Где деньги? Вопрос риторический.
Эстафету подхватил экс-министр труда и социальной политики, регионал Михаил Папиев. Еще в мае он зарегистрировал в ВР проект изменений к закону о госбюджете на текущий год (относительно размеров прожиточного минимума и размера заработной платы). Обнаро ­дованная 19 июня с.г. на сайте Минтруда информация о величине прожиточного минимума (ПМ) за май (для работающих граждан — 867 грн., для неработающих — 647 грн., что соответственно на 198 и 149 грн. больше, чем предусмотрено госбюджетом) лишь подлила масла в огонь.
И 25 июня парламент принимает законопроект, якобы восстанавливающий попранные права трудящихся и пенсионеров. С 1 июля прожиточный минимум в стране повышается (в первом чтении) до 808 гривен, с 1 октября — до 848 (в том числе ПМ для нетрудоспособных, т.е. пенсия, с 1 июля — 644 грн., с 1 октября — 674).
Чудесным образом вырастает и минимальная зарплата: с 1 июля — до 825 грн., с 1 октября — до 865 грн. и с 1 декабря — до 900 грн. в месяц (напомним, что, согласно действующему закону о госбюджете, к 1 декабря планировалось выйти только на цифру 669). Отменяется «заморозка» минимальной зарплаты работников бюджетной сферы на уровне 545 грн.
Где деньги? От регионалов поступает только совет нынешним властям: не воровать…
Совет, наверное, неплохой. Как неплоха по своей сути и идея повышения прожиточного минимума. Однако в нынешней ситуации, напоминает академик, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец, это тот случай, когда линейные решения и неэффективны, и вредны: «Нам надо сознавать, что этот кризис должен установить равновесие между реальными ресурсами и уровнем жизни. К сожалению, уровень жизни должен упасть. Такова трагедия нашего сегодняшнего дня».
Да, защищать надо, но, простите за тавтологию, только самых незащищенных. Иначе, считает академик, по самым грубым прикидкам это обернется для страны дополнительным увеличением дефицита бюджета текущего года на 3—4% ВПП. Хотя при нынешней неопределенности со статистикой называть какие-либо конкретные цифры трудно…
Подобные оценки не единичны. Предложение о повышении минимального прожиточного минимума до 808 гривен с
1 июля 2009 года может еще более усугубить фискальную ситуацию, считает аналитик финансового рынка Дмитрий Сологуб. По самым скромным оценкам, оно обойдется казне в 15—20 млрд. грн. (1,5—2% ВВП), а ресурсов для финансирования этих расходов в бюджете нет. «По нашим расчетам, — говорит г-н Сологуб, — вследствие падения доходов бюджета (в первую очередь, за счет резкого падения импорта и обвала ВВП) и несбалансированности Пенсионного фонда дополнительный фискальный дефицит (помимо 4% ВВП, предусмотренных в бюджете) может составить 3—5% ВВП в этом году. Таким образом, единственным реальным источником финансирования этих популистских мер может служить эмиссия НБУ, что неминуемо приведет к ускорению инфляции.
Также стоит отметить, что в условиях острого экономического кризиса и негативных ожиданий населения повышение прожиточного минимума приведет к росту потребления (в первую очередь импортных товаров) и увеличению спроса на доллар (в условиях чрезвычайно низкого уровня доверия как к национальной валюте, так и к банковской системе), таким образом повысив девальвационное давление на гривню ».
Но кому это интересно…
Ответ на вопрос «где деньги?» долго искать не приходится: конечно же, у единственного реального на сегодняшний день источника — Национального банка. Никто не собирался уговаривать НБУ, глава которого Владимир Стельмах в интервью для «ЗН» заявил о намерении воздерживаться от монетизации ценных бумаг правительства, поскольку этим создаются дополнительные инфляционные риски. «Не хочет — заставим!» — решили лидеры двух крупнейших политических сил и дружно протолкнули через Верховную Раду весьма примечательный документ.
1 июля с.г. парламент одобрил в целом зарегистрированный только накануне законопроект №4735-1 о внесении изменений в законы о государственном бюджете-2009 и о Национальном банке. Тем более что предлог был очень даже благовидный — финансирование подготовки к Евро-2012.
О серьезности законопроекта говорило то, от чьего имени он был подан. Авторами законопроекта были записаны два видных деятеля от Партии регионов и от БЮТ — Борис Колесников и Андрей Коже­мякин, которым, как известно, уже пришлось плотно посотрудничать в период попытки создания коалиции между их политическими силами.
В итоге «за» проголосовали 373 депутата, представлявшие практически в полном составе, кроме фракций Партии регионов и БЮТ, также коммунистов и Блок Литвина.
«Установить, что Национальный банк в 2009 году вносит в бюджет превышение сметных доходов над сметными расходами: по итогам 2008 года — на сумму не менее 4 млрд. грн.; по итогам поквартального исполнения сметы доходов и расходов НБУ в текущем году — на общую сумму не менее 9,8 млрд. грн., в том числе за первое полугодие не менее 3,4 млрд. грн.— до 20 июля, за третий квартал не менее 3,4 млрд. грн.— до 20 октября, за четвертый квартал не менее 3 млрд. грн.— до 10 декабря»,— говорится в принятых к госбюджету поправках.
Полученные по итогам 2008-го 4 млрд. грн. НБУ уже Госказначейству перечислил. Поэтому в счет первого полугодия с него причитается… еще 3,4 млрд. Так что, дорогой ты наш Нацбанк, до 20 июля, будь любезен, вынь да положь!
Есть ли у Национального банка эти деньги, никого не волновало — если надо, то напечатает. Как заявил директор департамента внешнеэкономических связей НБУ Сергей Круглик, на обсуждение подобной инициативы представителей Нацбанка никто не приглашал, не было с ведомством и никаких других консультаций. Такие у нас политическая культура и цивилизованный диалог…
Впрочем, и без консультаций с Нацбанком авторы законопроекта источник определили. Это — доходы, получаемые НБУ по процентам от рефинансирования, выделяемого монетарным ведомством для поддержания ликвидности коммерческих банков (как подсчитали депутаты, с октября 2008-го по май 2009-го Нацбанк выдал банковской системе кредитов на срок от 119 до 365 дней в размере около 63 млрд. грн. под ставку 12—18% годовых). Кроме того, в пояснительной записке упомянуто, что Минфин тоже ежеквартально платит НБУ средства дохода по процентным облигациям внутреннего госзайма (процентная ставка — 17,5—20%).
Правда, при этом авторы не удосужились даже прикинуть, а как подобная мера отразится на макроэкономической, в частности инфляционной, ситуации в стране. И как она соответствует условиям меморандума с МВФ: миссия как раз находится в Киеве, и правительство надеется ее уговорить не только предоставить очередной транш, но еще и увеличить его размер (до 3,8 млрд.долл.), разрешив направить валюту на финансирование бюджетного дефицита.
Ну а на успевшее непонятно каким образом появиться заключение Главного научно-экспертного управления ВР, гласящее, что закон нарушает Конституцию, законы и даже регламент парламента, не говоря уж о его несоответствии ранее заявленным намерениям властей, никто даже не оглянулся.
«Внесенное законодательное предложение лишает Фонд гарантирования вкладов физических лиц, Государственное ипотечное учреждение, а также банки (в части осуществления их капитализации) определенной части их финансовых ресурсов. При этом проектом не предусмотрены компенсаторы таких потерь, а в представленных к проекту сопроводительных документах отсутствует оценка возможных последствий реализации соответствующих положений »,— таково мнение экспертов аппарата ВР. Которое им, по традиции, придется оставить при себе…