Главная » Финансы » Чем возможное падение нефти может обернуться для российской казны?

Чем возможное падение нефти может обернуться для российской казны?

В понедельник Министерство финансов вновь высчитало прогнозную стоимость нефти. Глава ведомства Алексей Кудрин предложил правительству верстать бюджет на 2010 год исходя из 55 долларов за бочку «черного золота». «Известия» задались вопросом: удастся ли России туго набить карманы деньгами, как это было в эпоху сверхдорогого сырья?

В прошлом году прибыль российской казны пошла на убыль, едва только упал спрос на наши основные экспортные товары (читай: на нефть). От этого в бюджете быстро образовалась дыра. Привыкшие жить на широкую ногу, мы недолго думая расколотили нефтяную копилку Резервного фонда и продолжили «гулять». Вот только чем дальше, тем меньше там монет, а прорехи в федеральном бюджете все шире.

Казалось бы, к лету кризис малость отпустил, и рынки, вздохнув полной грудью, ожили. Нефть медленно подползла к отметке $50 за баррель. Потом победоносно преодолела 70-долларовый рубеж. Аналитики недовольно зажужжали про «очередной нефтяной пузырь, который скоро лопнет и всех забрызгает». Но чиновники, не обращая на них внимания, радостно бросились переписывать прогнозы и пересчитывать бюджетные прибыли-убыли исходя из новых переменных. В понедельник наконец-то досчитали.

— Мы сейчас для прогноза на этот год берем 54 доллара за баррель. Эта цена, которая, скорее всего, состоится. На следующий год — 55 долларов за баррель, — объявил в понедельник Алексей Кудрин, предваряя совещание по бюджету у премьер-министра Владимира Путина.

Что ж, прекрасно. Для нашей сырьевой экономики $55, конечно, лучше, чем $41, из которых рассчитан бюджет 2009 года. Вот только конъюнктура рынка уже начала заметно меняться. И этот крен отнюдь не в нашу пользу. В понедельник, например, нефть опустилась до 5-недельного минимума и стоит уже меньше $65 за бочку. Основная причина — укрепление доллара. Так уж у нас заведено: стоит «американцу» дать слабину, и все инвесторы машут ему на прощание рукой, уходя в нефть. Но как только доллар немного крепнет, все сразу возвращаются в валюту. Естественно, спекулянтам выгодно раскачивать пару «доллар-нефть», чем они успешно и занимаются. Последнее падение «черного золота» было вызвано словами замминистра иностранных дел Хэ Яфэя, заявившего о том, что КНР считает доллар основной резервной валютой и рассчитывает, что ближайшее время это останется неизменным. Противоположные слова индийских чиновников рынок «отыграть» еще не успел.

Чем же возможное падение нефти может обернуться для российской казны? Увы, только тем, что номер с подкачкой нефтяными деньгами бюджета и резервных фондов не прокатит. Даже просто «выйти в ноль» и то будет большой удачей. Все попытки быть скромнее и избегать ненужных трат пока особого эффекта не дали — коридор для бюджетного дефицита пришлось расширить аж до 9,3-9,9% ВВП. Не оправдался и первоначальный расчет на то, что экономический спад не превысит 2,2% ВВП. Теперь глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорит, что к концу этого года будет не меньше 8,5%. Кудрин, правда, все же надеется, что благодаря его новым расчетам «доходы будут чуть выше». Но прибыль эта будет, скорее всего, как говорится, «в пределах статпогрешности».

— Мы не выйдем на доходы выше тех, что заложены в последнем варианте бюджета, — признает Кудрин.

Впрочем, «нулевой» вариант не так уж плох. Ведь, в случае если все пойдет по самому худшему сценарию, нам при всем желании не удастся растянуть остатки былой роскоши и заткнуть средствами Резервного фонда дыру в бюджете. Для этого нам надо 3,7 трлн рублей. На 1 июля в «копилке» оставалось всего 2,95 трлн рублей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.