В четверг кабинет министров в очередной раз взялся за счеты. На повестке дня было исполнение бюджета в первом полугодии. Глава Минфина Алексей Кудрин заверил, что все идет почти по плану и по итогам года никаких неожиданностей не предвидится — бюджет будет исполнен на все 100%. Другими словами, занимать у Международного валютного фонда (МВФ) не придется.
Как обычно, стоило только премьер-министру Владимиру Путину появиться в зале заседаний, как его подчиненные повскакивали с мест, приветствуя патрона. Секунду спустя они уже начали с шумом передвигать стулья и деловито рассаживаться. Путину пришлось повысить голос, чтобы нарушить привычный ход вещей.
— Секундочку, подождите! — окликнул он замерших в полуприсяде чиновников.
— Сегодня у нас в стране День памяти жертв террористических актов, всех преступлений, которые были совершены бандитами, — продолжал премьер. — Имею в виду самые громкие, самые тяжелые трагедии: Беслан и теракт на Дубровке. Давайте вспомним о жертвах и помолчим одну минуту.
Министры послушно вытянулись. Доклад главы МЧС Сергея Шойгу об итогах работы на месте аварии Саяно-Шушенской ГЭС стал печальным продолжением заседания. Путин похвалил спасателей за оперативность и приложенные старания и спросил министра финансов, как обстоят дела с выделением пострадавшим обещанных компенсаций. Оказалось, руководство Хакасии, не дожидаясь денег из федерального центра, уже начало выплаты (по 1 млн рублей семье каждого погибшего и по 100 тыс. рублей — каждому пострадавшему). А в четверг Минфин перевел 75 млн рублей на счета правительства республики. И тут премьер резко сменил тему.
— МВФ предоставляет возможность странам-членам получить на льготных условиях и на достаточно большой срок кредитные ресурсы. Есть ли нам смысл пользоваться этими предложениями? — спросил он Кудрина.
Министр пустился в пространные объяснения о том, что фонд решил влить в мировую экономику $250 млрд, что странам — членам МВФ положены определенные квоты и России из общего котла полагается $6,8 млрд, или 4,407 млрд СДР (специальные права заимствования), а в новом объеме эмиссии Россия получит еще $ 1,97 млрд.
— Нужны нам эти кредиты? — нетерпеливо прервал выкладки Кудрина премьер.
— Суммарно Россия сейчас получит в результате этих двух решений право на получение кредита на сумму $8,840 млрд, — и глазом не моргнув продолжал упорно гнуть свою линию глава Минфина.
— Алексей Леонидович, вы что не слышите, что я спрашиваю? Нам нужны эти деньги или нет? — терпение Путина лопнуло.
— Эти средства являются особым неприкосновенным резервом на самый крайний случай. Россия имеет достаточные золотовалютные резервы. Мы пришли к выводу, что нам этой резервной позицией в СДР в ближайшее время пользоваться нет необходимости. Нам полезно иметь этот резерв, — наконец сдался Кудрин.
— Давайте мы так договоримся — мы этими ресурсами пользоваться не будем. Но и выступать в качестве доноров мы пока тоже не планируем, — отрезал премьер-министр.
Принимать такие решения премьеру вполне позволила текущая ситуация с исполнением бюджета. Минфин не только представил точные данные за полгода (см. график), но и привел оперативные данные за истекшие 8 месяцев. Так, доходы казны с января по август составили 4,147 трлн рублей, расходы — 5,607 трлн рублей, дефицит бюджета за 8 месяцев — 5,9 % ВВП.
— Если у нас планировались (по итогам года. — «Известия») доходы в размере 6,317 трлн, то мы сейчас прогнозируем с учетом последних оценок Минэкономразвития 6,725 трлн рублей. В условиях исполнения бюджета на 100% мы прогнозируем дефицит к концу года по бюджету без учета использования Фонда национального благосостояния на уровне 7,8 % ВВП, — отметил Кудрин, добавив, правда, что, как ни пытались чиновники понемногу переставать доить нефтянку, большую часть денег нам по-прежнему обеспечивают углеводородные ресурсы.
Что ж, хорошо, что они есть