Сирийцы устали от международной изоляции и санкций. Они готовы к примирению с Израилем и рассчитывают на то, что мир принесет улучшение экономической ситуации в стране. Доказательству этого тезиса посвящена статья в The New York Times, которую приводит NEWSru.co.il.
Авторы публикации Науара Махфуд и Роберт Уорт подошли к рассмотрению этой темы с позиций экономической целесообразности. Как подчеркивает The New York Times, для Башара Асада, как и для его отца Хафиза Асада, стратегические политические вопросы всегда имели более высокий приоритет, чем вопросы экономические.
Но если в последние десятилетия экономика Сирии строилась на экспорте нефти, то через два года, по оценкам Международного валютного фонда, Сирия станет «чистым импортером» нефти, поскольку запасы «черного золота» в этой стране исчерпаны.
До недавних пор 70% дохода от сирийского экспорта составлял экспорт нефти. На сегодняшний день сирийская нефть стоит рекордно дорого. На внутреннем рынке правительству приходилось продавать бензин и другие энергоносители по субсидированным ценам, чтобы не вызвать недовольства населения.
В прошлом году эти субсидии были отменены, и цены на бензин взлетели, что повлекло за собой резкий рост цен на продукты питания. Ситуацию усугубили два неурожайных года.
В мае 2008 года правительство Сирии приняло вынужденное решение об увеличении пенсий и зарплат в общественном секторе. Пенсии для 2 миллионов человек были увеличены на 25% – в среднем, до 130 долларов в месяц, что легло тяжелым бременем на сирийский государственный бюджет. Дефицит сирийского госбюджета исчисляется уже многими миллиардами долларов.
Компенсировать бюджетные потери правительство Сирии пытается посредством реформы системы налогообложения и либерализации экономики. По данным канцелярии Башара Асада, налоговые сборы в последнее время существенно выросли, но в в обществе это вызывает недовольство.
Адвокат и экономист Гимар Диб, сотрудничающий с ООН в Сирии, полагает, что мир с Израилем «снимет тяжкий груз с плеч сирийцев». «Бедность и неравенство растут… народу нужен мир с соседями», – уверен он.