Как, когда и кем будет принять бюджет Украины на 2009 год — один из важных и открытых вопросов, ответ на который мы узнаем в ближайшее время. Экономическая составляющая вполне может отойти на второй план, уступив амбициям и электоральным обещаниям политиков. Ныне существующий проект, представленный Юлией Тимошенко, — не идеален. Очень вероятно, что в условиях неизвестности относительно цен на газ и мирового финансового кризиса, пересматривать этот документ будут неоднократно.
Пока отложим рассмотрение вопроса о том, как собираются принимать смету для развития страны. Стоит заглянуть внутрь документа, ведь там скрывается много интересных нюансов.
Немаловажное место в расчетах на год вперед занимает цена на газ. Озвучить, сколько будет стоить в 2009 году этот немаловажный ресурс, пока не берется никто. В бюджете цена на природный импортируемый газ заложена в пределах 250-260 долларов за тысячу кубометров. Представитель президент в Кабмине Александр Шлапак считает, что бюджет нужно просчитывать с учетом цены на газ на уровне 300 долларов. В подобном случае меняется картина всего документа.
Один из пунктов – увеличение расходов бюджета на покупку и модернизацию техники для армии. Финансирование военного сектора возрастет в 2,6 раза. Отголоски ли это кавказских событий или запланированное обновление – сказать тяжело. Все равно министр обороны Юрий Ехануров называет украинскую армию наименее обеспеченной в Европе и считает запланированное финансирование крайне ограниченным. А ведь кроме технической стороны дела есть еще и человеческий фактор: как раз в 2009 году планировался переход военных сил Украины на контрактную основу.
Не забыли и о грядущем Евро-2012. На его подготовку предложили выделить 13,5 миллиардов гривен. Будет ли к концу 2009 года заметно, как освоили эти средства, — увидим всего через год. Если же ситуация сохранится на прежнем уровне, то слышать мы будем об открытии только клубных стадионов, которые построены на частные деньги. А ведь государству уже действительно пора строить дороги-гостиницы-поля. Ведь упускать из виду мероприятие, которое при должной организации должно существенно пополнить бюджет-2012, просто недопустимо.
В 2009 году планируется развивать и поддерживать такие сферы, как самолето — и судостроение, строительство дорог, ракетно-космический комплекс. Бюджет стремится обеспечить энергетическую безопасность страны и государственную поддержку аграрно-промышленного комплекса. С этой точки зрения проект называют «бюджетом развития». Такой бюджет депутаты поддержать готовы. Не готовы они голосовать за документ, который снова обернется финансированием избирательной кампании, проеданием и подкупом населения.
В очередной раз хотят повысить социальные выплаты (пенсии, стипендии). Только достаточно вспомнить времена Великой депрессии, к повторению которых мир медленно, но уверенно катится. Если социалку не урезать, туго придется всем. К тому же из-за повышения цен на товары, которое будет вызвано как раз увеличением денежной массы на руках у населения, незначительное повышение той же пенсии будет просто незаметно. А все то же население будет снова критиковать правительство за дороговизну и невозможность жить на хорошем уровне. Молодежи обещают немного улучшений: к уже упомянутым увеличивающимся выплатам в виде стипендии, планируется немного заняться улучшением жилищных условий студентов. Финансирование реконструкций общежитий увеличат в два раза. А вот, к примеру, кредиты на получение высшего образования и собственного жилья для молодых семей будут финансироваться в меньшем объеме.
Нельзя все же сказать, что предлагаемый нам бюджет так уж плох. Однако он практически не учитывает все углубляющийся мировой финансовый кризис, на фоне которого прогноз инфляции в 9,5 % выглядят не очень реальным: наверняка этот показатель все же достигнет двузначного числа. С другой стороны, как раз по этой причине бюджет и будет легче выполнить, ведь тогда в реальности сумма в пересчете на товар будет значить меньше, а значит – ее будет легче собрать. В принципе эта ситуация повторяется из года в год, показатели инфляции изначально занижают, рост ВВП – завышают, а потом на протяжении года уже корректируют под сложившуюся ситуацию.
Также не самое разумное дело – принимать дефицитный бюджет во времена все того же финансового кризиса. В самом понятии дефицитный бюджет ничего страшного нет: для быстро растущей страны в нормальных условиях это не смертельно. Но с учетом кризиса занять деньги, чтобы покрыть все расходы, будет достаточно тяжело, высокие проценты на такие кредиты сведут на нет все благие начинания. Обязательно нужно было все-таки уменьшить социальные выплаты, но кто пойдет на это в условиях перманентной избирательной кампании? Надеяться на подобное было бы глупо.
«Перед тем, как готовить и презентовать проект бюджета на следующий год, должна быть четкая оценка текущей ситуации в стране», — заявил Анатолий Кинах. Только если ждать подобной оценки (или хотя бы стабилизации политической ситуации) и ничего не делать, Украина рискует остаться без бюджета на пару лет как минимум. Премьер же полна оптимизма: «В последнее время ВР пытается демонстрировать стабильную и качественную работу. И я верю, что бюджет будет принят вовремя, несмотря на политический хаос».
Партия регионов в своей оценке проекта Тимошенко на похвалы поскупилась: «Бюджет доедания того, что еще не доели», «нереалистичная фантастика». «Регионалы» требуют рассмотреть поправки в бюджет 2008 года, заслушать министров – экономики и финансов – и лишь после этого рассматривать главную смету на следующий год.
Секретариат президента назвал проект «бюджетом проедания». Но последовательности позиция СП не показывает: с одной стороны документ охарактеризовали как «не хуже и не лучше, чем в предыдущие года», а с другой – раскритиковали недооценку, например, макроэкономических показателей. Но точно так же можно отозваться и о предыдущих 17 бюджетах независимой Украины. Вероятно, дело здесь отнюдь не в документах или цифрах…
Но так ли плох ярлык «бюджет для проедания»? Ведь в целом главная функция бюджета и заключается в том, чтобы обеспечивать государственные расходы. Государство как институт деньги не зарабатывает, а лишь тратит, а значит – в любом случае любой бюджет может нести гордое имя «бюджет проедания».
И все-таки остается открытым главный вопрос: утверждать бюджет-2009 будет парламент этого созыва, или к моменту голосования по проекту мы переживаем очередные выборы? Если Верховной раде разрешат доработать – доработан будет и бюджет. Наверняка нас ожидают жаркие дискуссия и принципиальные несогласия, что, в принципе, неплохо, ведь как раз в споре рождается истина. Если же парламент озаботится выборами, тут уж будет не до бюджета.