Президент России Дмитрий Медведев неоднократно заявлял о необходимости реформирования мировой финансовой системы, которая оказалась неспособна противостоять глобальному финансовому кризису. Предложений глава российского государства накопил множество: от пересмотра роли Международного валютного фонда до создания нескольких мировых финансовых центров, одним из которых должна стать Москва.
Система в действии
Глобальный финансовый кризис, продолжающийся уже больше года, отчетливо показал, что существующая мировая финансовая система нуждается в серьезной корректировке как своей структуры, так и принципов функционирования.
Сейчас архитектура мировой финансовой системы базируется на нескольких общемировых финансовых институтах, главными из которых являются Международный валютный фонд (МВФ) и Базельский комитет по банковскому надзору. При этом мировая экономика, по сути, была однополярной — роль финансового центра в ней выполняли Соединенные Штаты.
МВФ был создан в 1945 году для преодоления последствий Второй мировой войны, в ходе которой пострадали экономики многих стран. Сейчас МВФ объединяет 185 государств, а в его структурах работают более 2500 человек из 133 стран мира. Деятельность фонда в большей степени сосредоточена на краткосрочном и среднесрочном кредитовании государств, испытывающих острый дефицит платежного баланса.
Изначально фонд выполнял еще и рекомендательную функцию, предлагая тем или иным странам, испытывающим экономические трудности, пакет мер по выправлению сложившей ситуации. Тем не менее, последнее время деятельность фонда все чаще подвергается критике. Условия, на которых государствам предоставляются кредиты, носят больше политический, нежели экономический характер, а выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге приводит лишь к еще большей привязке государств к международным финансовым потокам.
Базельский комитет по банковскому надзору, созданный в 1974 году, также в большей степени отошел от выполнения своих прямых функций. Изначально в круг его задач входило внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования на рекомендательном уровне, однако позже условия, выдвигаемые комитетом, также приобрели политическую окраску. Кроме того, организация очевидно оказалась бессильна в противостоянии финансовому кризису, сильнее всего ударившему по банковской системе.
До начала глобального кризиса центром мировой экономики были Соединенные Штаты, выполнявшие роль самого надежного должника и эмитента мировой валюты, инвестиции в структуры которого были не только безопасными, но и выгодными. После того, как в 2006 году в США начался ипотечный кризис, банки и инвесторы по всему миру начали нести крупные убытки. К октябрю 2008 года убытки мировой банковской системы превысили 600 миллиардов долларов, а по оценке Банка Англии, общие убытки мировой экономики уже составили почти три триллиона долларов.
Сейчас кризис привел к тому, что на месте мощного устойчивого центра образовалась воронка, которую пока нечем заполнить. Экономика США испытывает самый серьезный спад со времен Великой депрессии 30-х годов, дефицит государственного бюджета в ближайший год может вырасти до триллиона долларов, а в стране зарегистрирован самый высокий за последние 14 лет уровень безработицы. Кроме того, акции американских компаний и банков, традиционно являвшихся предметом выгодных инвестиций, стремительно падают в цене.
Взять все и поменять
В конце октября 2008 года президент России Дмитрий Медведев предложил начать реформу мировой финансовой системы с повышения эффективности общемировых финансовых институтов и улучшения их законодательной базы. Позже помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что МВФ в первую очередь должен пересмотреть условия, на которых он предоставляет государствам кредиты. «Он должен в большей степени работать как банк, и как кредитор должен выставлять финансовые, а не политические условия для заемщиков», — пояснил он.
При этом МВФ необходимо будет выполнять не только роль государственного кредитора, но также и наблюдательного органа, призванного отслеживать действия тех или иных государств. «МВФ должен перестраиваться и по-новому оценивать действия тех или иных правительств и прежде всего обратить внимание на то, как действия одних государств влияют на другие государства. Пока этого не происходит», — рассказал Аркадий Дворкович.
Кроме того, помощник российского президента также отметил, что Россия намерена предложить формирование новых структур в мировой экономике, которые бы занимались, в частности, координацией макроэкономической политики некоторых государств. Правда не исключено, что эту функцию может взять на себя МВФ.
Следующим шагом в реформировании мировой экономики должно стать создание множества финансовых центров, которое позволит добиться устойчивости мировой экономики. Ранее Медведев неоднократно подчеркивал, что в глобальном финансовом кризисе виноваты США, являвшиеся мировым финансовым центром.
Россия также намерена значительно укрепить свое представительство в МВФ. По словам министра финансов России Алексея Кудрина, Россия и Китай, присутствующие в совете директоров международного фонда, обладают «небольшим голосом, который перекрывается двумя-тремя голосами маленьких европейских государств». При этом влияние этих двух государств на мировую экономику в несколько раз больше, чем Бельгии или Швейцарии.
Для противостояния кризису Бразилия, Россия, Индия и Китай (страны БРИК) объединят усилия для борьбы с последствиями финансового кризиса, заявил 10 ноября Алексей Кудрин. «Министры финансов стран БРИК выработали меры на ближайшее будущее. Мы договорились, что можем совместно увеличивать объем торговли и приток капиталов. Основная вещь состоит в том, что мы готовы координироваться», — добавил он.
Очевидно, что страны БРИК пытаются использовать финансовый кризис для упрочения своих позиций на мировой арене. В случае успеха, эти страны будут играть одну из ключевых ролей в мировой экономике. По словам Кудрина, это произойдет и благодаря тому, что «ведущие экономики мира, скорее всего, будут сокращаться в 2009 году, а страны БРИК сохранят положительный рост». По прогнозу МВФ, в 2009 году экономика России вырастет на 3,5 процента. В то же время ВВП бывшего финансового лидера — Соединенных Штатов — сократится на 0,7 процента.
Впрочем, США, последние десятилетия диктовавшие свои условия мировой экономике, или Евросоюз отдавать роль лидеров вряд ли согласятся. Так, в конце сентября президент Франции Николя Саркози заявил, что Евросоюз должен взять инициативу по изменению мировой системы в свои руки.
Похоже, что предлагаемые меры в большей степени направлены не на борьбу с текущим финансовым кризисом, а на предотвращение его повторов в будущем. Дело в том, что реструктурирование деятельности МВФ, Базельского комитета и других общемировых финансовых институтов потребует тщательного и долгого согласования с другими странами, которые будут отстаивать не только интересы мировой экономики, но и свои собственные. В любом случае, мировая экономика вряд ли уже будет такой, какой она была до сих пор.