Еврокомиссия приняла решение увеличить объем средств для поддержания европейской экономики в условиях кризиса с 130 млрд евро до 200 млрд евро, что составляет примерно 1,5% годового ВНП всего ЕС. Стабилизационный пакет будет сформирован из добровольных взносов государств-членов ЕС, еще 30 млрд евро Еврокомиссия выделит из собственного бюджета (для сравнения, бюджет ФРГ составил в 2007 году 269 млрд евро).
Средства стабилизационного пакета пойдут на выплату целевых кредитов компаниям в реальном секторе европейской экономики (в первую очередь, автомобильной промышленности), а также на поддержку предприятиям, играющим ключевую роль в национальных экономиках.
Ангела Меркель, ранее заявлявшая о том, что не выделит для европейского стабилизационного пакета ни цента, вдруг расщедрилась и предоставила в распоряжение Еврокомиссии 35 млрд евро. Другими главными «донорами», как и ожидалось, станут Великобритания и Франция, остальные члены ЕС выделят, сколько смогут.
Действие пакета рассчитано на 2 года, и размеры его существенно превышают сумму, выделенную правительством США для американских компаний. Впрочем, 200 млрд евро, которые Еврокомиссия готова швырнуть «в топку» экономики Сообщества, чтобы «подогреть» уровень производства и покупательской способности жителей ЕС, сможет получить далеко не всякий желающий. Объявляя о решении Еврокомиссии, Жозе Мануэл Баррозу заявил, что считает его «великим и смелым планом», который предоставляет странам ЕС «надежный инструментарий» для преодоления нынешней тяжелой ситуации. «От кризиса страдают все, но не каждому пациенту требуются одни и те же таблетки» — подчеркнул он, сообщив, что в распределении финансовой помощи Еврокомиссия будет руководствоваться индивидуальным подходом не только к каждой стране, но и к каждой фирме в отдельности.
Кроме того, Брюссель настаивает на необходимости четкой координации действий национальных правительств. Многие критики указывают на то, что таким образом Еврокомиссия приобретает гораздо большее влияние на экономическую политику национальных правительств стран-членов ЕС, чем это до сих пор предусматривалось базовыми соглашениями Содружества. Баррозу даже не пытается это опровергать. «Мы переживаем необычные времена, — заявил он, — и они требуют от нас необычных решений».
Иными словами, Еврокомиссия оставляет за собой право до мелочей регулировать распределение денежных потоков, направляемых в 27 стран ЕС – и это уже вызвало определенное недовольство в странах-донорах. Тем не менее, все согласны с тем, что централизованное распределение необходимо — иначе большая часть стабпакета может быть попросту разворована, что лишь усугубит ситуацию.
Впрочем, одной лишь финансовой помощью «конъюнктурный пакет» Евросоюза не ограничивается. Эта всеобъемлющая программа рассчитана на предотвращение тяжелейшей со времен Второй Мировой войны рецессии, которая может затянуться в Европе на долгие годы. Поэтому европейский план предполагает согласованность национальных антикризисных программ государств-членов ЕС. С этой целью Еврокомиссия использует метод кнута и пряника. В качестве пряника выступают многомиллиардные кредиты и решение о досрочных выплатах уже запланированных европейских «вливаний» в национальные экономики различных стран, а в качестве кнута – угроза отлучения от кредитов в случае, если правительство той или иной страны не захочет подчиняться общим правилам.
Кроме того, будет временно приостановлено действие одного из важнейших европейских соглашений — так называемого «Пакта о стабильности», предписывающего, что дефицит госбюджета любой страны-члена ЕС не должен превышать 3% национального дохода. Теперь европейские государства получат право наращивать долги, не опасаясь штрафных санкций со стороны Брюсселя. По мнению экономистов, это очень опасный шаг, однако в нынешней ситуации он совершенно необходим.
Президент Франции Николя Саркози может считать это решение своей личной победой на европейском паркете: он уже заявил о необходимости поступиться одной из главных целей своего правительства — сбалансированным бюджетом к 2011 году — ради противостояния глобальному кризису. К такому же решению пришел Бундестаг Германии, одобривший бюджет с дефицитом почти 20 млрд евро.
По большому счету, некоторое сопротивление вызвал лишь один пункт брюссельской речи Баррозу: президент Еврокомиссии призвал правительства государств ЕС к существенному снижению налогов, и в особенности – НДС. Согласно европейским договоренностям, налоговое законодательство остается прерогативой национальных правительств. Многие из них объявили о снижении НДС еще на прошлой неделе, не дожидаясь призывов Брюсселя.
Однако как минимум одно национальное правительство этого делать не намерено. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что «данный вопрос в течении ближайшего года в Германии решен не будет», чем вызвала ожесточенную критику не только со стороны оппозиции, но и из рядов правящей в стране Большой коалиции. Многие наблюдатели утверждают, что причина столь жесткой позиции канцлера не имеет никакого отношения к экономике: в ФРГ грядут выборы, и Меркель желает удержать за собой мощный предвыборный ресурс, пообещав избирателям снижение налогов к 2010 году. Впрочем, следует признать, что в Германии экономическая ситуация складывается не в пример лучше, чем в соседних странах, и, возможно, канцлер рассчитывает на внушительный запас прочности, которым обладает немецкая экономика.