Из-за повышения цен на природный газ Украина может столкнуться с проблемой банкротства всей финансово-экономической системы уже в марте 2009 года.
«Очень вероятно, что в марте возникнет ситуация, близкая к банкротству… Всей финансовой и экономической системы государства. Заводы остановятся, появятся армии безработных. Это произойдет, если не будут предприняты экстраординарные меры», — сообщил первый Премьер-министр Украины (1990-1992 годы) Витольд Фокин.
Он также отметил, что конечный потребитель природного газа при условии перехода Украины на среднеевропейские расчеты стоимости импортного газа вынужден будет платить в 4 раза дороже по сравнению с предыдущим периодом.
«Раньше мы платили около 179 долларов за тысячу кубиков, а теперь получается вдвое дороже. Но это еще не все: 360 долларов — цена на границе с Россией. А потребители на западной границе почем будут иметь этот газ, учитывая 20-процентный налог на добавочную стоимость? Во-вторых, доллар тоже вырос. Те, кто рассчитывается в гривнах (внутренние потребители), должны платить почти вдвое больше. Вот и получается: дважды два – четыре », — отметил первый Премьер-министр.
В настоящее время, по словам Фокина, Туркмения отказалась от прямых соглашений с Украиной о поставке природного газа из-за недобросовестности украинской стороны во взаиморасчетах.
«Для расчета использовали клиринговую (переводную) основу: мы расплачивались продукцией, товарами. Но! Оказались недобросовестными партнерами. Расчеты постоянно задерживали. Очень часто наши товары не соответствовали качеству, стандартам и т. д. Нередко мы свою продукцию навязывали. Все это привело к тому, что туркменам стало выгоднее оптом продавать газ россиянам: получить за это твердые деньги и не морочить себе голову с Украиной », — сообщил Фокин.
Также, ко всему прочему, Украина фактически спровоцировала повышение цены на российский газ.
«Россия вначале предлагала нам цену сравнительно невысокую. Но украинские руководители постоянно искали у нее уязвимые места, переводили сугубо экономические отношения в плоскость политическую. К чему, например, поднимать вопрос по Черноморскому флоту, если в межгосударственном договоре четко прописан срок — до 2017 года? Потом поскандалили из-за маяков, которые нам и на хрен не нужны: они обслуживают ЧФ. Вдобавок ко всему, начали переписывать историю… », — отметил первый премьер-министр Украины.