Многие утверждают, что слово «Украина» означает «на краю». И украинская экономика сегодня находится именно в этом состоянии. На прошлой неделе министр финансов Австрии уже выступил с предупреждением, что «экономическая катастрофа» в стране с 46-миллионным населением может вызвать «эффект домино» и в более западных странах. Что же до министра финансов самой Украины, то он объявил о своей отставке из-за разногласий в бюджетной политике, уже приведших к тому, что второй транш кредита от Международного валютного фонда в 16,4 миллиарда долларов, который должен был поступить в Киев в прошедшие выходные, отложен. Агентство Fitch снизило кредитный рейтинг страны до показателя B; по некоторым прогнозам, в этом году экономика Украины может сократиться на 10 процентов; национальная валюта опустилась по отношению к доллару на 40 процентов, а спрэд по кредитным страховкам украинских долгов перевалил за 3000 базисных пунктов.
В мире упали спрос и цены на сталь, дававшую Украине 40 процентов экспорта; к тому же теперь металлургам придется платить больше за российский газ. Поток дешевых иностранных кредитов тоже перекрыт. Проблемы усугубляются еще и тем, что президент и премьер-министр страны, лидеры «оранжевой революции» 2004 года, больше времени проводят в обливании друг друга грязью, чем в совместной работе по выработке антикризисной политики.
Главное препятствие выделению кредита МВФ — прогнозируемый дефицит бюджета на этот год в 3 процента. По условиям фонда, бюджет обязательно должен быть сбалансированным. Впрочем, варианты компромисса и возобновления кредитной программы еще остаются. Если это удастся, отмечают в банке Dresdner Kleinwort, Украина будет в состоянии обслуживать свой суверенный долг — даже учитывая, что государственному сектору потребуется в этом году внешнее финансирование в 3 миллиарда долларов. В структуре совокупной 105-миллиардной долларовой внешней задолженности Украины суверенный долг составляет лишь пятую часть. Остальное — долги различных бюджетов и корпораций.
Однако вся экономика в целом потребует в этом году дофинансирования в 45 миллиардов долларов, а это значит, что дефолтов по долгам корпораций и банков Украине не избежать. В России, например, они тоже наверняка будут, однако у России гораздо больше ресурсов, с помощью которых можно «избирательно спасать» определенные компании. И то, что Москва сегодня оказалась в менее плохом положении, дает ей возможность восстановить свое влияние на Киев: Россия — один из нескольких партнеров, у которых Украина стремится занять 5 миллиардов долларов для покрытия бюджетного дефицита.