Несмотря на то, что России выгодны высокие цены на нефть, мы должны в огромной степени ориентироваться на мировую рыночную конъюнктуру и согласовывать свою нефтяную политику с картелем стран производителей нефти – ОПЕК. Отношения между Россией и ОПЕК никогда не были однозначными. Случались между нами и «нефтяные войны», жесткие столкновения интересов и противоречия.
Однако то время, когда мы находились в конфликтных отношениях, осталось в прошлом. Поскольку современная ситуация складывается так, что Россия и ОПЕК все охотней идут на взаимовыгодный диалог. Начиная с 1998 года, наша страна участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в нее.
Со своей стороны ОПЕК же давно сватается к России, являющейся на нефтяном рынке одной из самых завидных невест, как по объемам нефтяных запасов, так и по объемам добычи. Все сложности и вызовы нашего позиционирования на нефтяном брачном рынке в полной мере продемонстрировала недавняя встреча представителей стран ОПЕК в Вене, на которой интересы нашей страны отстаивал вице-премьер отечественного правительства Игорь Сечин.
Вежливое «Нет»
В декабре минувшего года министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль заявил, что картель хочет видеть Россию в своих рядах и желает, чтобы она стала ее постоянным членом. «Мы хотим конкретной поддержки, которая реализовалась бы на местах и всегда желали, чтобы Россия присоединилась к ОПЕК. Россия придаст особую значимость ОПЕК, если она к ней присоединится. Это усилило бы мощь картеля в плане контроля за производством, которое выросло бы до 50%, вместо существующих 40% от мирового объема», — сказал он.
В этом году предложение повторил уже министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари, сообщив, что существуют предпосылки для принятия России в качестве постоянного члена в ОПЕК. Однако, Россия, как и положено знающей себе цену невесте, и замуж не идет, и надежды на это полностью не лишает. Российский вице-премьер Игорь Сечин утверждал, что Москва может рассмотреть вопрос об участии России в ОПЕК. Но, при этом отметил, что это вопрос будущего.
Однако пока, по словам вице-премьера, будет развиваться лишь сотрудничество с этой организацией. Существенного же прогресса в своих отношениях Россия и ОПЕК добились еще в конце 2008 года. Тогда ОПЕК обратился к России за помощью в стабилизации нефтяных цен, а глава российской делегации вице-премьер Игорь Сечин заявил, что страна готова стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.
Преимущества присоединения к ОПЕК для России очевидны: в случае полноправного членства российская сторона получит возможность значительно влиять на нефтяные цены. Однако есть и существенные недостатки, в частности, потеря независимости в вопросах экспорта нефти, который приносит большую часть доходов в российский бюджет.
Оттого для сегодняшней России фактор энергетической безопасности и независимости на нефтяном рынке имеет почти сакральное значение. Даже при наличии желания, вступить в картель России сложно, хотя бы из-за разных технологических и географических условий. Россия не может по примеру теплых арабских стран оперативно останавливать добычу нефти и консервировать скважины. При нашем климате закрыть скважину в Сибири, где температуры падают ниже 50 градусов, означает потерять ее.
К тому же участие в ОПЕК может серьезно ударить и по нашему бюджету, уже успевшему за последние десятилетия подсесть на нефтяную иглу. Именно данный расклад заставляет Москву заигрывать с ОПЕК, предлагая, если не постоянный союз, то хотя бы достаточно плотный формат взаимодействия
Цапля и журавель
На сей раз, накануне мартовской встречи стран ОПЕК в Вене, руководство картеля вновь недвусмысленно дало понять, что Россия при желании могла бы вступить в ОПЕК. В частности, президент ОПЕК высказывался за расширение картеля и пригласил в него Россию, Норвегию и Мексику. По его мнению, эти нефтедобывающие страны должны «выразить солидарность» с организацией либо путем вхождения в ее состав, либо последовав примеру картеля и сократив добычу нефти, чтобы остановить падение цен на мировом нефтяном рынке.
Не исключал вступления России в ОПЕК и президент России Дмитрий Медведев.
Однако предложение снова повисло в воздухе, после того как заместитель министра энергетики Анатолий Яновский сообщил, что Россия на заседании ОПЕК не будет заявлять о намерении вступить в картель. «ОПЕК настаивает на вхождении, мы — на подписании меморандума, но сначала мы будем изучать совместные подходы, будем постепенно двигаться к сближению наших планов в текущей системе», — заявил по этому поводу Игорь Сечин.
Что же касается готовности России стать постоянным наблюдателем в ОПЕК, со слов Сечина, «итогом состоявшихся переговоров с руководством ОПЕК станет создание совместной рабочей группы секретариатом ОПЕК и Министерством энергетики России, которая займется выработкой согласованных подходов с целью решения наиболее важных проблем мировой нефтяной отрасли». «Мы предлагаем ОПЕК различные формы представительства, от введения специального постоянного наблюдателя или введения должности в секретариате ОПЕК для представителя министерства энергетики», — заявил вице-премьер Сечин.
Впрочем, позднее Сечин отметил, что сотрудничество России с ОПЕК должно развиваться в разных формах, вплоть до вхождения в картель. «Как вы знаете, Россия делит первое-второе места с Саудовской Аравией по добыче нефти, — развивал свою мысль Сечин, — Поэтому мы должны естественным образом развивать это сотрудничество. Формы должны быть самыми разными – от наблюдателя до членства, от совместной работы на биржевых площадках, создания новых индикаторов, может быть, даже нефтяного банка, который обеспечивал бы надежность расчетно-платежной системы».
При этом в экспертном сообществе по вопросу же вступления России в ОПЕК существуют разные точки зрения. Так, вице-президент ТНК-ВР Джонатан Коллек считает данный шаг нерациональным. Коллек отметил, что с ОПЕК необходимо сотрудничать и контактировать, но если в нее вступать, то нужно менять всю экономическую структуру нефтяной отрасли страны.
Вице-президент «ЛУКОЙЛ» Леонид Федун, напротив, считает целесообразным вступление России в ОПЕК. «Будущее российской нефтяной отрасли, стабильность нефтяных цен стоит в более тесной интеграции России и ОПЕК. Может быть, даже во вхождении в ОПЕК», – заявлял он еще прошлой осенью.
Директор по развитию ИЦ «Кортес» Павел Строков, в свою очередь, указывает на издержки вступления полноценного членства России в ОПЕК: «Если речь идет о снижении добычи нефти, то и Россия как член ОПЕК обязана выполнять это решение. Вместе с тем в качестве наблюдателя она получает гораздо больше свободы в своих действиях».
Именно на такой формат взаимодействий и рассчитывал Игорь Сечин, когда в итоге отказался вести переговоры о вступлении в картель, но выразив полную готовность координировать действия добытчиков и продавцов углеводородов с ОПЕК.
Уж лучше вы к нам…
Россия, тем временем, вежливо отказавшись от полноценного членства в ОПЕК, решительно развивает инициативу в продвижении дальнейшего взаимодействия с картелем. «Мы должны налаживать сотрудничество, увеличивать координацию. Мы будем поддерживать сотрудничество, будем участвовать в их конкретных мероприятиях, включая стимулирование роста цен. Но важно и выполнение всеми участниками процесса своих обязательств», — заявил Игорь Сечин на последней конференции ОПЕК в Вене.
Кроме того, он заявил, что Россия должна укреплять сотрудничество со странами ОПЕК, в первую очередь, на двусторонней основе. «У нас высокая динамика сотрудничества с Венесуэлой, Алжиром, неплохо взаимодействуем с Анголой», — сказал он. В то же время, по словам вице-премьера, Россия выступает и за расширение сотрудничества со странами-производителями нефти, не входящими в ОПЕК, а также с Международным энергетическим агентством (МЭА).
Наряду с этим, Москва намерена предложить странам ОПЕК и другим крупнейшим производителям нефтепродуктов обсудить проблемы нефтяного ценообразования в Москве на международной конференции в конце этого года. Данная инициативы была озвучена на недавней встрече Игоря Сечина с президентом России Дмитрием Медведевым.
Претензии России к сегодняшней системе ценообразования состоят в том, в основном на мировых площадках торгуется нефть марки Brent и WTI, а все российские сорта нефти приводятся с коэффициентами. «И справедливость этих коэффициентов как минимум вызывает сомнение», – отметил президент. В развитие данной инициативы, Россия на венской встрече предложила ОПЕК организовать новые торговые площадки и запустить торговлю российскими сортами нефти. По словам Сечина, это поможет стабилизировать цены на нефть на мировых рынках и постепенно изменить систему ценообразования в отрасли.
Кроме того, в Вене Сечин высказал ряд стратегических предложений для ОПЕК. Российская делегация предложила кардинально изменить всю систему регулирования финансовых рынков. «Если мы не предложим новые подходы, их предложат без нашего согласия», — предупредил Игорь Сечин участников встречи. Россия предложила также создать единую платежно-расчетную систему с постепенным вытеснением экономически необоснованных посредников.
Сечин также поддержал идею резервировать излишки нефти и нефтепродуктов. Наряду с этим Россия предложила перейти к практике долгосрочных нефтяных контрактов. «Есть определенный диспаритет при формировании рыночной цены… Поддержка системы долгосрочных контрактов позволит инвестировать, развивать месторождения. Только долгосрочные контракты для нефтяных компаний способны обеспечить их долгосрочное развитие», — пояснил позицию российской стороны Игорь Сечин.
Таким образом, дружба и взаимовыгодное сотрудничество, предложенные ОПЕК Москвой, с нашей стороны получают конкретное наполнение, по крайней мере, довольно смелыми и долгосрочными предложениями. Не говоря уже о поддержке Россией прежних инициатив ОПЕК по сокращению объемов добычи нефти в условиях снижения цены на этот ресурс.
Внутренние угрозы
По итогам же встречи в Вене участники ОПЕК приняли решение не сокращать квоты на добычу нефти и оставить их неизмененными вплоть до мая 2009 года. Конечно, России, так же как и многим другим государствам, чей бюджет зависит, в том числе, от цен на нефть, выгодны высокие цены на этот ресурс. Добыча нефти и газа приносит в российский бюджет 40 процентов налогов и формирует около четверти ВВП.
При этом парадокс заключается в том, что Россия, будучи второй по масштабу нефтедобычи страна в мире, озабочена сегодня не повышением добычи, не развитием энергетической инфраструктуры, а поиском новых путей простого сбыта нефти и газа через трубу. Огромная нефтяная держава, чьи нефтяные запасы оказались в руках узкой группы ориентированных только на быструю прибыль лиц, оказалась перед ними более беззащитной, чем перед лицом ОПЕК.
Стратегическая отрасль российской экономики уже долгие годы заинтересована не долгосрочным развитием и сохранением национальных богатств, а скорейшей их продажей за рубеж. Оттого, Россия, несмотря на огромный бюджетный профицит, так и не смогла за эти годы выйти на уровень 1991 года умирающего Советского Союза в инвестициях на геологоразведку. До сих пор в стране, претендующей на то, чтобы именоваться нефтяной державой, нет даже системы нефтяных резервных хранилищ. Это при том, что экспортные трубопроводы строятся ударными темпами.
Несомненно, те выгоды, которые могла бы получить Россия от вступления в ОПЕК, позволили бы Москве диктовать более выгодные для нас условия Западу – от условий поставок нефти до валюты, в которой будет производиться расчет. Но следует признать, что это было бы возможно, если бы в современной России энергетическая политика формировалась не на государственно-олигархической основе и не в интересах узкой группы лиц, а на более выверенных и долгосрочных национальных интересах.
Как справедливо отмечают эксперты, при существующем олигархическом характере нашей нефтянки, вступление страны в ОПЕК привело бы к тому, что наши нефтяные бароны попали бы под еще большее влияние транснационального капитала, и еще меньше бы оказались связанными с государством, лоббируя свои интересы с представителями ОПЕК напрямую. А учитывая тот факт, что не одну из первых скрипок в ОПЕК играют ориентированные на США Саудовская Аравия и Катар, то возможные последствия для нашей страны от такого шага, становятся более чем очевидными.
Оттого, наша страна на нефтяном рынке вынуждена на сегодняшний день позиционировать себя как независимого игрока, не готового пока возглавить более широкий фронт нефтяных держав, но и не отказывающегося в то же время от более тесных отношений и взаимодействия.