Президент Украины Виктор Ющенко 21 апреля указал правительству на ряд недостатков и промахов в работе. В основном замечания главы государства касаются трактовки решений по сотрудничеству с Международным валютным фондом и финансово-банковской сферы.
Прежде всего Президент попросил Премьер-министра Юлию Тимошенко тщательно пересмотреть и доработать решения правительства, которые принимались для обеспечения получения очередного транша займа МВФ, и сохранить действие только тех, которые связаны с этим вопросом.
В.Ющенко с одобрением воспринял информацию о принятии правительством ряда решений, необходимых для получения очередного транша займа МВФ. Однако в принятом Кабинетом Министров Украины 14 апреля 2009 года пакете постановлений, утверждает он, есть ряд актов, которые совсем не касаются вопросов, требующих урегулирования в рамках сотрудничества с этой организацией и, вместе с тем, имеют ряд существенных недостатков.
Так, Президент обращает внимание на то, что, в частности, принято пять постановлений правительства, которыми вводятся дополнительные платные услуги, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями и затрагивают такие чувствительные сферы общественной деятельности, как ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, пожарная охрана, работа правоохранительных органов, а также социально-культурное обслуживание населения.
Также не имеет никакого отношения к рекомендациям МВФ попытка через механизм благотворительных взносов обеспечить выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, учебных заведений, здравоохранения, культуры, науки, спорта и физического воспитания, — говорит Президент.
В.Ющенко убежден, что принятие Кабинетом Министров Украины решений, которые непосредственно не касаются предложений МВФ, а только вводят непонятные схемы финансового обеспечения сектора государственного управления, будет иметь драматические последствия как для общественной, так и экономической жизни страны.
Кроме того, неоднозначный эффект, полагает глава государства, может иметь решение о выпусках казначейских обязательств в принятой правительством редакции. С одной стороны, оно направлено на уменьшение разбалансированности бюджета путем привлечения средств населения, с другой — из-за анонимности механизма продажи казначейских обязательств может сработать как инструмент отмывания грязных денег и легализации средств, полученных преступным путем.
В то же время, в Секретариате Президента заявляют, что механизм продажи и обслуживания казначейских обязательств Кабмина противоречит принципам FATF. «Хорошая, благородная цель и, в принципе, никто бы не был против того, что правительство получило право выпускать казначейские обязательства для физических лиц… Но что беспокоит в этом постановлении. Во-первых, нет объема, на который планируется выпускать такие обязательства, во-вторых, нет расходов на обслуживание этих обязательств и самое основное — этим постановлением вводится анонимный механизм продажи и обслуживания таких казначейских обязательств. Мы непосредственным образом таким постановлением противоречим принципам FATF, которые обязывают любую транзакцию физических лиц больше 80 тыс.грн. персонифицировать», — говорит первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак.
Украинское правительство, однако, планирует выйти на рынок с казначейскими обязательствами на сумму 500 млн.грн. под 8% годовых. И.о. Министра финансов Игорь Уманский ранее сообщил, что казначейские обязательства номиналом в 500 грн. сроком на один год смогут приобретать как физические, так и юридические лица. Купонная выплата предусмотрена ежеквартально в размере 10 грн. на каждую облигацию.
В вопросе рекапитализации украинских банков, озвученном Ю.Тимошенко, В.Ющенко намерен прибегнуть к помощи Верховной Рады. «Правительством принята необходимая нормативная база для того, чтобы начать процедуру рекапитализации… Принято постановление с определением перечня первых семи банков, которые подпадают под рекапитализацию. Буквально с сегодняшнего дня начинаются все рабочие процедуры, необходимые для того, чтобы правительство могло приступить к реализации программы финансового оздоровления банков. Также мы согласовали проект закона, который будет направлен в парламент и в котором содержится ряд норм, которые помогут нам быстро и безболезненно пройти эту процедуру. Президент приветствует эти шаги и настаивает на скорейшей реализации необходимых шагов… Президент будет обращаться к парламенту с просьбой неотложно рассмотреть этот проект закона, что позволит нам как можно скорее провести процедуру рекапитализации украинской банковской системы», — говорит А.Шлапак, напоминая заявление Премьера о том, что Кабмн намерен рекапитализировать шесть банков — «Надра», «Укрпромбанк», «Родовид-банк», «Укргазбанк», «Имэксбанк» и банк «Киев».
Помимо банковской сферы В.Ющенко серьезно обеспокоен ситуацией, сложившейся в сельскохозяйственном и промышленном производстве: он требует принятия срочных мер по защите внутреннего рынка от недоброкачественной продукции и обеспечению благоприятных условий для развития предпринимательства и конкуренции.
Речь идет, прежде всего, о производстве в Украине мяса и молока. По данным Президента, внутреннее производство мяса в убойном весе в 2008 году практически не выросло по сравнению с 2007 годом, производство молока — сократилось на 4,1%. В 2009 году тенденции к снижению производства продолжаются. Аналогичная ситуация наблюдается и в промышленности. В марте 2009 года объемы продукции машиностроения уменьшились на 53% по сравнению с уровнем марта 2008 года, строительных материалов — на половину, металлургии и готовых металлических изделий — на 43%, деревообрабатывающего производства — на 40%, легкой промышленности — почти на 38%. В связи с этим глава государства выступил с предложением о принятии мер по защите интересов национальных товаропроизводителей на внутреннем рынке, сохранении конкурентоспособности их продукции, возрождении производственного потенциала.
И, наконец, Президент обеспокоен решениями правительства, которые могут сделать тюрьмы хозрасчетными учреждениями. А.Шлапак обращает внимание на постановление Кабмина, которым расширяется перечень платных услуг, предоставляемых бюджетными организациями, среди которых: подразделения государственной пожарной охраны, аварийно-спасательные службы, организации, которые входят в систему госрезерва, бюджетные учреждения государственной системы страхового фонда документации, органы и подразделения МВД, органы и учреждения системы исполнения наказаний, следственные изоляторы, другие учреждения государственной криминально-исполнительной службы. В.Ющенко считает такое постановление чрезвычайно опасным, тем более, что вопрос предоставления платных услуг в Украине является неурегулированным.
Замечания главы государства удостоилось и постановление КМУ, которым предусмотрено расширение перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными организациями. Причем речь идет об услугах, далеких от научной и научно-технической деятельности — таких как гостиничные услуги, производство и реализация сельхозпродукции, коммунальные, транспортные, полиграфические услуги, предоставление в пользование бассейнов, теннисных кортов и так далее.