Конфликт с Туркменией, касающийся срыва поставок газа из среднеазиатской страны в Россию, должен решаться не на политическом уровне, а на уровне корпораций — «Газпрома» и «Туркменгаза». Об этом заявил министр энергетики России Сергей Шматко, передает РИА Новости.
Напомним, что конфликт между Россией и Туркменией начался после того, как в ночь на 9 апреля произошел взрыв на магистральном газопроводе САЦ-4. Из-за него поставки газа в Россию прекратились, что «Газпрому» даже выгодно: из-за финансового кризиса он вынужден был сократить собственную добычу, а условия контракта с Туркменией не позволяли ему отказаться от импорта.
В Туркмении во взрыве косвенно обвинили российскую сторону, так как, по данным «Туркменгаза», «Газпром» неожиданно сократил отбор газа, что и привело к взрыву. В России соглашаются, что снизили объемы экспорта, но отвергают все обвинения в умышленном выводе из строя газопровода.
22 апреля российские информагентства передавали, что «Газпром» не получил от Туркмении письменных требований о компенсации ущерба за аварию. Прокачка топлива по газопроводу по-прежнему не осуществляется.
Стоит отметить, что отношения России и Туркмении стали обостряться и до взрыва газопровода. Дело в том, что сейчас Туркмения почти полностью зависит от импорта газа в Россию. Среднеазиатская страна хотела бы диверсифицировать клиентскую базу, и поэтому рассматривается в числе потенциальных поставщиков газа для проекта Nabucco, который соединит Европу и Среднюю Азию газопроводом в обход России. В свою очередь, «Газпром» хотел бы продолжать закупать у Туркмении большую часть добытого в стране топлива.