Высокий суд Лондона выслушал всех ключевых участников процесса о продаже акций ГМК «Норильский никель». После того, как совладелец En+ (основной владелец «Русала», которому принадлежит 27,8% «Норникеля») Олег Дерипаска и владелец «Интерроса» Владимир Потанин рассказали о своем видении ситуации, стало очевидно, что бизнесмены не договорятся и разрешить их спор сможет только суд.
Позицию «Русала» в суде представили Дерипаска и президент En+ Максим Соков, со стороны «Интерроса» выступили Потанин и замглавы компании по инвестициям Алексей Башкиров. Третья сторона — бизнесмен Роман Абрамович, намерение которого продать свой пакет акций «Норникеля» и возродило старый конфликт акционеров ГМК — не смог явиться в суд, его сторону представлял управляющий директор Millhouse (управляет инвестициями Абрамовича) Давид Давидович.
Дерипаска и Потанин провели в суде более 6 часов, но не пересекались — их позиции были представлены в разные дни. Чьи доводы суд счел более убедительными и какова судьба сделки по покупке «Русалом» причитающихся ему 1,9% акций «Норникеля» — главные вопросы, на которые ответа пока нет. Участники процесса полагают, что суду понадобится около месяца, чтобы вынести решение, однако точные сроки спрогнозировать сложно.
Ящик Пандоры
Давние разногласия двух основных акционеров «Норильского никеля» вспыхнули с новой силой после решения Crispian Investment Романа Абрамовича и Александра Абрамова продать часть пакета акций ГМК — 4% из 6,3%.
В 2012 году именно благодаря Абрамовичу удалось разрядить ситуацию между акционерами — через соглашение, которое предусматривало пятилетний период lock-up, в течение которого стороны не могли менять размер своих пакетов в «Норникеле». Его действие истекло в декабре 2017 года, после чего Абрамович объявил о намерении продать свою долю.
Как признался в суде Дерипаска, для него это решение стало неожиданным, так как поводов избавиться от акций не было — их цена росла, как и продукции ГМК.
В феврале Crispian получила от Bonico Holdings, бенефициаром которой является Потанин, оферту на покупку почти 4% акций ГМК за $1,47 млрд. В соответствии с акционерным соглашением Crispian предложила купить пакет «Русалу» и Whiteleave Holdings (структура «Интерроса», которая на тот момент владела 30,4% акций «Норникеля»). «Русал» обратился в Высокий суд Лондона, чтобы заблокировать сделку с Whiteleave, считая ее нарушением акционерного соглашения.
Однако в начале марта «Русал» все же согласился на продажу Crispian части пакета ГМК при условии, что суд признает законность сделки. В противном случае продажа будет отменена и акции вернутся Crispian. К середине марта «Интеррос» закрыл сделку по покупке 2,1% акций «Норникеля».
Оферта «Русала»
Открытым остается вопрос о продаже «Русалу» 1,9% акций «Норильского никеля». Как пояснил в суде Давидович, у Дерипаски была отсрочка в два месяца для совершения сделки, и срок покупки акций истек. Однако в материалах Whiteleave, представленных в суде, говорится, что «Русал» объявил по этой сделке форс-мажор.
Аналитик Райффайзенбанка Ирина Ализаровская пояснила ТАСС, что при форс-мажоре в стандартных договорах на время его действия сторона освобождается от выполнения своих обязательств. «Но еще нужно доказать, что обстоятельство, например, санкции США являются форс-мажором. Обычно в договоре перечисляются обстоятельства, которые будут считаться форс-мажорными», — сказала она, уточнив, что они могут быть индивидуальны и прописаны в акционерном соглашении, заключенным между структурами Абрамовича, Дерипаски и Потанина.
При этом агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что «Русал» вряд ли сможет завершить сделку с Crispian из-за санкций США. Аналитик АКРА Максим Худалов тоже так считает — в этом случае у Crispian есть риск попасть под вторичные санкции минфина США.
В то же время президент En+ Максим Соков, выступая в суде, отметил, что «Русал» все же будет вынужден купить 1,9% акций «Норникеля» у Сrispian Абрамовича, чтобы сохранить баланс в структуре акционеров ГМК, хотя и считает цену завышенной.
Дерипаска пояснил суду, что в интересах «Русала» остается сохранение действующего соглашения и продление срока lock-up. Потанин же рассказал, что пытался согласовать с Дерипаской отказ «Русала» от права преимущественного выкупа акций ГМК у Crispian, однако стороны не смогли прийти к соглашению. Владелец «Интерроса» также отверг тезис «Русала» о сговоре с Абрамовичем по продаже акций «Норникеля» в увязке с покупкой ГМК Баимского медного месторождения на Чукотке против воли «Русала».
Кому достанется еще 2,3% «Норникеля»
Давидович в суде пояснил, что после того, как состоится продажа пакетов Whiteleave (уже состоялась) и «Русалу», у Crispian станет больше свободы по распоряжению оставшимся пакетом в 2,3% акций «Норникеля», так как, по его мнению, прохождение процедуры права преимущественной покупки (ROFR) уже не потребуется. Однако на этот счет есть разные мнения, отметил Давидович.
При этом, уточнил он, и Потанин, и Дерипаска остаются претендентами на этот пакет, хотя Дерипаска пока и не выразил желания купить акции. Но, по мнению Давидовича, очевидно, что совладелец En+ захочет их получить. Давидович подчеркнул, что Crispian, кроме Потанина и Дерипаски, может вести переговоры по продаже оставшегося пакета с кем угодно, в том числе с Glencore и Сулейманом Керимовым, который уже проявлял интерес к «Норникелю».
Совладелец «Интерроса» Потанин намерен и дальше наращивать свой пакет в «Норникеле», о чем он сообщил в суде. Так, после сделки с Crispian он уже приобрел на рынке около 1,5% акций «Норникеля», увеличив свою долю до 34%. Потанин не исключил, что Crispian может продать оставшийся пакет на открытом рынке.
«С 2012 года Потанин получил порядка $4 млрд дивидендов от «Норникеля», кроме того, у него есть возможность привлекать заемное финансирование, то есть средства у него есть, однако вряд ли он будет выкупать акции, чтобы его доля превысила 50%, потому что тогда ему придется делать предложение о выкупе миноритариям», — отметила Ализаровская.
С ней согласен и Худалов, который считает, что Потанин продолжит скупать акции «Норникеля» на открытом рынке, тем более что они подешевели после того, как против «Русала» были введены американские санкции.
Дерипаска же заявлял, что разбалансировка в акционерном капитале «Норильского никеля» приведет к фактическому прекращению партнерства «Интерроса» и «Русала» «по духу и по сути».