Российские банки готовы предложить странам СНГ свои услуги по хранению в рублях золотовалютных резервов. В расчетах друг с другом государства содружества могут отказаться от доллара и евро, заменив их казахским тенге, украинской гривной и российским рублем.
В более отдаленной перспективе не исключено и появление новой наднациональной валюты. К такому выводу пришли участники международной банковской конференции государств — участников СНГ «Повышение роли национальных валют в экспортно-импортных операциях стран СНГ». Для начала, предлагают участники конференции, можно запускать двух — и трехсторонние проекты по расчетам в национальных валютах — например, в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Или переводить постепенно на рубли торговлю российскими энергоносителями, выдавать связанные кредиты под закупки наших товаров.
Если проекты окажутся выгодными, начнет развиваться финансовая инфраструктура, впоследствии к таким объединениям примкнут и другие государства содружества. Теоретически переход на торговлю в собственных национальных валютах может быть выгоден всем. Это экономит деньги компаний: они меньше тратят на трансакционные издержки — исчезает необходимость менять, например, рубли на тенге, чтобы расплатиться за поставки казахских товаров. И наоборот. Снижается зависимость государств от колебаний курсов, укрепляет устойчивость их валют. Стимулируется более активная взаимная торговля, и ежегодная прибавка к темпам роста экономики может превысить 3 процента.
Однако сначала, предупреждает директор департамента финансовой политики минфина Алексей Саватюгин, надо решить целый ряд проблем.
Легче всего, как ни странно, справиться с изменениями в законодательстве, убежден Саватюгин. Минфин и Центробанк уже обсуждают новации, которые дадут ЦБ право проводить банковские операции со странами СНГ в российских рублях, рассказал Саватюгин. Сейчас такого права у него нет. Рассматривается вопрос и о том, чтобы национальные банки стран СНГ могли открывать организациям, занимающимся страхованием экспорта и расчетами на рынке ценных бумаг, счета в национальных валютах. Кстати, в конце этого года, надеется Саватюгин, на российских биржевых площадках стартует торговля первыми иностранными ценными бумагами компаний из СНГ. Закон о допуске на наши площадки иностранных бумаг был принят несколько месяцев назад, сейчас готовятся подзаконные акты. Такой шаг полезен всем: России он дает шанс дополнительного развития своего финансового рынка, иностранцам — привлечения дополнительных денег.
Сложнее решаются инфраструктурные вопросы. Для того чтобы спокойно покупать товар за национальную валюту, надо иметь возможность свободно ее купить и быть уверенным в том, что потом не возникнет проблем с переводом в «свои» деньги. Но пока даже курсы валют СНГ, так называемых «мягких валют», центробанки определяют исходя из их привязки к доллару. В перспективе, говорит Саватюгин, нужна будет единая биржа, где котировки по «мягким валютам» будут определяться рынком. В этом смысле ставка делается на создание в Москве международного финансового центра.
Участники финансово-банковского совета СНГ, впрочем, полагают, что процесс можно ускорить — инструментом, который даст возможность конвертировать свою валюту напрямую, минуя доллар, может стать межгосударственный банк СНГ. В тестовом режиме эта система работает почти 15 лет, но пока ее потенциал задействован слабо. Чтобы межгосбанк заработал активнее, мог страховать валютные риски и гарантировать «обратный» обмен, надо увеличить его уставной капитал, предлагают участники финансово-банковского совета СНГ. Впрочем, окончательное решение этого вопроса — за правительствами 10 стран — учредителей межгосбанка. Должны быть созданы механизмы по взаимной конвертируемости валют, предлагает президент Финансово-банковского совета Андрей Костин. Один из шагов, по его мнению, — это размещение международных резервов стран СНГ в валюте друг друга. Российские банки, говорит он, готовы открывать депозиты для хранения резервов коллег по СНГ. Впрочем, очевидно, что если в каких-то странах содружества эту тему и могут обсудить, то вопрос о размещении в украинских гривнах или молдавских леях российских резервов не будет даже дебатироваться. Надо сказать, что пока и не все валюты СНГ свободно конвертируются, в азиатских государствах до сих пор существуют ограничения по свободному перетоку капитала.
Но труднее всего будет справиться с макроэкономическими проблемами, признает Саватюгин. Пока никто из стран СНГ не может наверняка гарантировать устойчивость собственной валюты, и, следовательно, свести к минимуму валютные риски. Зато у всех стран на фоне кризиса обострились проблемы с инфляцией, что также подрывает доверие к национальным валютам. И даже позиции российского рубля, который явно лидирует среди своих «эсэнговских» соседей были сильно подорваны. В Молдавии, к примеру, рассказал глава нацбанка республики, российский рубль занимает третье место после доллара и евро в международных расчетах компаний. Но при этом на него приходится всего 5 процентов от общего объема операций.
Тем не менее страны СНГ все равно будут двигаться от доллара в сторону своих валют. Не исключено, предполагает Казаков, что со временем предпочтение все же отдадут рублю — это будет зависеть от мощи и устойчивости российской экономики. Пока же на расчеты в национальных валютах приходится всего 10-15 процентов операций. Их долю надо увеличить в разы, считает председатель координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков. Сделать радикальный рывок в этом плане участники конференции предлагают буквально в течение трех лет, чтобы успеть в конкуренции с другими региональными валютными системами. На фоне кризиса такие планы уже озвучивают государства Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Персидского залива.