Несмотря на то, что курс доллара по отношению к гривне уже несколько недель как упал, никакого удешевления товаров и услуг, которые закупают за границей в иностранной валюте, не произошло. Более того, торговцы, чтобы не терять свои прибыли в гривне, пошли своим путем и все равно добирают прежнюю сумму в гривне, сообщает Сегодня.
Наибольший беспредел творится в туристических фирмах. «Вы не смотрите на наши цены в старых каталогах, они недействительны, — огорошили несколько операторов. — Цены поднялись на 100 долларов… Вы и нас поймите, мы сумму теперь не по 5,05 пересчитываем, а по 4,85». «Мы не подняли цены, но берем „за туристические услуги“ — от 200 гривен за путевку», — сказала менеджер одной из турфирм Киева. «После скачка курса евро и доллара цены в рекламных буклетах и в самих фирмах перестали совпадать, потому что мы закладывали в цену зарплаты наших сотрудников в гривнях, и они же не должны пострадать от изменения курса. А клиентам это небольшие траты», — также оправдывались продавцы.
С автомобилями картина такова: продают машины по курсу 4,85, но непременно берут некие проценты, так что получается, будто вы покупаете авто по 4,9 грн. за доллар. Так, в одном из автосалонов на вопрос, во сколько обойдется «Шкода-Фабиа» ценой в 16000 долларов, если ее покупать за наличную гривню, ответили — 78800 грн., хотя по курсу Нацбанка выходит 77600. «У нас свой курс, — пояснил менеджер, — к курсу НБУ добавляем 1,5%, как будто бы вы меняли в нашем банке (?!) ». На каком основании — неясно. Мол, не устраивает, покупайте машину в другом месте. Однако в большинстве салонов либо такой же процент, либо достигает вообще 2% от сделки.
У авиаторов ситуация немного иная. В кассах билеты продают по курсу 4,85 грн. за доллар и 7,65 грн. за евро, то есть по курсу Нацбанка. Но билеты на самолеты в мае подорожали на 8-10%, потому что цены на авиационный керосин, за который при заправке в иностранных аэропортах платят в инвалюте, выросли на порядок больше, чем упал доллар. «Гривню укрепили на 4%, а топливо, стоимость которого составляет львиную долю в цене билета, с января подорожало на 40%», — пояснил руководитель пресс-службы компании «АэроСвит» Сергей Куцый.