Ряд зарубежных и отечественных СМИ обнародовали информацию, что кандидат в президенты США от Демократической партии Барак Обама призвал руководство страны в связи с войной в Южной Осетии пересмотреть двусторонние и многосторонние договоренности, существующие сейчас с Россией. А министр торговли США Карлос Гутьеррес опроверг связь между войной в Южной Осетии и вступлением России в ВТО, при этом, подчеркнув, что России предстоит сделать еще немало работы для того, чтобы стать членом этой организации.
Судя по всему мировое сообщество, которое разделяет мнение США в отношении поведения России в Грузии, также попытается влиять на позицию официального Кремля угрозой экономического давления. Насколько же вероятна экономическая блокада России со стороны Запада, и какие контрмеры может принять российское руководство — на эти вопросы мы и попытаемся ответить.
Во-первых, как известно ведущие российские компании разместили свои акции на главных международных фондовых рынках. Теоретически, путем финансовых спекуляций, мастера которых находятся в Соединенных Штатах, можно спрогнозировать попытку обвала стоимости акций российских компаний таких, к примеру, как газовый монополист «Газпром». Однако, объективно, такой шаг неизбежно приведет к падению рейтинга фондовой активности, в целом, что на фоне общемировой экономической рецессии невыгодно крупнейшим глобальным экономикам.
Во-вторых, теоретически, также можно объявить эмбарго на ввоз российских товаров. Но опять таки, Европейский Союз, сидящий на российской газовой и нефтяной игле, вряд ли в ближайшей перспективе сможет отказаться от поставки углеводородных энергоносителей. И даже если США ужесточит квоты на поставку, скажем отдельных видов продукции, к примеру, металлопрокату, то этим не применит воспользоваться другие игроки на этом рынке: Китай, Индия и Украина, в частности. При этом Россия сделает все, чтобы максимально не насыщать металлургическую промышленность, в первую очередь, Украины сырьем и ресурсами: газ, руда, кокс. Этот фактор незамедлительно отобразиться на объемах производства металлопроката для растущих потребностей этого рынка.
В-третьих, еще одним элементом экономического давления со стороны США на Россию могло бы стать исключение Москвы из неформального клуба мировых лидеров стран «Большой восьмерки» и последовавшего бы за ней «замораживание» личных счетов высшего российского руководства в банках этих стран. Но и этот шаг будет носить больше политико-декларативный характер, нежели реальные экономические последствия, а российское руководство давно научилось диверсифицировать размещение собственных финансовых активов.
Как видим, в новых экономических условиях, когда главная борьба между мировыми игроками разворачивается за ресурсы, в первую очередь энергетические, а сама экономика стала сверхглобальной, проведение акций в духе времен «холодной» войны утрачивает смысл. Так что, к сожалению или счастью, из всего вышеизложенного можно констатировать, что угрозы экономических санкций против России со стороны США имеют скорее элементы политического торга и развернувшейся в стране президентской кампании, нежели реальным желанием провернуть с Кремлем кубинский сценарий.