Надо признать, что за курсом доллара по отношению к гривне следят сегодня даже пенсионеры. Раньше они наблюдали только за ростом цен на базаре. Теперь многие пытаются понять: что происходит в стране? С ценами, с гривной, с инфляцией. И главное, когда это все закончится? К сожалению, страной, которая в очередной раз собирается «впрыгнуть» в избирательный процесс, руководят популистские настроения. И ни один эксперт не возьмет на себя смелость предвидеть всю сложность экономической ситуации от текущего политического момента. С одной стороны Премьер отчитывается о победах правительства, с другой – Президент, заявляет об «очередном» государственном перевороте. Насколько дальнейшая судьба украинской национальной валюты зависит от «катаклизмов» на политическом Олимпе, мы попытаемся выяснить у директора Института трансформации общества Олега Соскина.
— Объясните пожалуйста, почему, несмотря на обнародованные показатели о победе над инфляцией, растут цены и жить становится «все веселее»?
— Скажу так, первое полугодие 2008 года дало плохие показатели относительно инфляции и, собственно, стабильности национальной валюты. Июль и август, как вы помните, по данным Министерства статистики, дал нам небольшую дефляцию – 0,1%. Таким образом, официальная инфляция с начала года в среднем находится на уровне 15%. Но есть еще и потребительская инфляция, которая превышает 30%.
— Да, но нам Тимошенко обещала инфляцию на уровне 9%?
— На уровне 9,6%. А на следующий 2009-тый уже обещает 9,5%. Практически столько же, как и на нынешний год. Насколько этот прогноз сбылся, мы уже видим. Будем радоваться, если по концу года инфляция составит около 20 процентов.
— Иногда, в частности, у потребителя складывается впечатление, что показатели инфляции рассчитываются по одним ценам, а нам приходится покупать по другим… То же и с гривной, кажется, раз цены растут, гривна должна падать, а она укрепляется…
— Реальный курс национальной валюты простые потребители оценивают не по каким-то сложным схемам, а по реальной покупательной способности, которая в последнее время существенно упала и продолжает падать. На этом фоне разговоры об укреплении национальной валюты кажутся кощунством, а падение ее курса кажется приближением к реальности. Особенно приветствуют падение гривны те, кто получает зарплату в долларах или в привязке к долларовому эквиваленту. Ведь многие граждане Украины укрепление курса гривны на фоне роста цен справедливо расценили как двойную атаку на свои карманы, и падение курса гривны, соответственно, воспринимают как благо.
— А что же будет с гривной? Есть шанс, что она будет укрепляться?
— За восемь месяцев этого года монетарная база увеличилась, как и денежная масса. С начала года она выросла на 19,8%, в том числе в августе – на 3,2%. На сегодня денежная масса составляет 169 млрд. грн. Это слишком много. В последние месяцы Национальный банк выходил на рынок. Чтобы поддержать национальную валюту, выкупал иностранную. Но при этом он выбрасывал на рынок гривну!
Часть этой гривны НБУ стерилизовал с помощью депозитов для коммерческих банков и других финансовых инструментов, но не всю. А главное, в это время монетарную политику не проводило правительство. Скорее, наоборот: главный вклад, который может внести правительство в монетарную политику – сбалансировать доходную и расходную части бюджета. Вот как раз с этим и не сложилось. В бюджете и так запланировано 20 млрд. грн. дефицита, к этому добавим 10 миллиардов, которые правительство запланировало как поступления от приватизации, но так этих денег и не получило. То есть, имеем уже «дырку» в 30 миллиардов.
Кроме того, поступления, которые скопились на счетах Государственного казначейства, правительство сначала долго держало, а потом резко выбросило на социальные программы. Эта денежная масса начала давить на валютный курс. Ведь эти выплаты получили малоимущие, которые не положили деньги на депозиты или «в чулок», а, испытывая дефицит самого необходимого, отнесли на потребительский рынок. Там сразу поднялись цены. Вот вам и результат — инфляция! То есть, правительство проводит слабую, не взвешенную, можно сказать, ошибочную монетарную политику.
— К сожалению, народ наш слишком терпелив. Готов прощать грубейшие ошибки и мириться с очень жестокими экспериментами на своей шкуре. А что же правительство? Оно учло горькие уроки 2008-го, чтобы не наступить на те же «инфляционные» грабли в 2009-м?
— Увы, те же ошибочные принципы заложены и в бюджете на 2009 год. Там запланирован дефицит государственного бюджета в 17 млрд. гривен. Как они собираются его закрывать? За счет ресурсов, полученных от приватизации? После «достижений» текущего года в это слабо верится!
Министр финансов Виктор Пинзенык сформулировал основные приоритеты государственной бюджетной политики. Но там не сказано, из какого курса гривны к иностранным валютам исходило правительство в своих расчетах. Посему понять, каковы принципы формирования этого курса достаточно сложно. Например, не то, что потребители, экономисты еще не знают, будет ли гривна и в дальнейшем привязана к доллару, или нас привяжут к «корзине валют»: евро, доллар, фунт, иена… Молчит правительство и о том, какая цена на газ заложена в расчетах Кабмина.
Кроме того, не учтено, что в 2009 году придется выплачивать огромные деньги по долгам НАК «Нефтегаз Украина» — порядка 2 млрд. долларов. Причем, часть этих долгов скуплена РАО «Газпром» и иностранными банками… И это еще не все по газовой сфере. Значительная часть облгазов – также на грани банкротства. Не завершен аудит того же НАК «Нефтегаз Украина» за 2007 год. Поэтому в следующем году кредиторы компании запросто могут подать заявки на дефолт.
— И что же, по-вашему, нужно было сделать, чтобы избежать таких ужасных последствий?
— Прежде всего, я считаю, нельзя было накопленные в казначействе средства выбрасывать на рынок, прикрываясь популистскими целями. Можно было, хотя бы, положить высвободившиеся деньги на международные депозиты и получить дивиденды для расчетов в следующем году. Вместо этого, в который раз, имеем политику проедания.
— Как прокомментируете решение Совета НБУ о расширении валютного коридора для гривны?
— Совет НБУ – это организация для политического влияния на политику Национального банка, руководство которого по закону является независимым. Когда этот совет возглавлял известный экономист Анатолий Гальчинский, конфликтов между советом и руководством НБУ практически не возникало.
На сегодняшний день там собрались представители крупного бизнеса, ориентированного на экспорт, во главе с Петром Порошенко. Им не выгодна стабильность национальной валюты, отсюда – постоянные усилия дестабилизировать курс гривны. Я считаю, что это ошибочная позиция. Я бы подобную практику назвал экономическим преступлением против своей страны.
— Если правительство, как и обещает, опять увеличит расходы бюджета, это опять будет «болтать» гривну по расширенному коридору?
— Проект бюджета на 2009 год – чрезвычайно неудачный. Если он будет введен в действие, ожидать стабильности курса национальной валюты не приходится. Несколько отраслей нашей экономики сегодня переживают стагнацию. В этот список попали, прежде всего, строительная отрасль, производство стройматериалов, а также легкая промышленность, отчасти – машиностроение.
Определенным образом на курс национальной валюты повлияет и то, будут ли сняты ограничения на экспорт зерна с Украины. Экспорт зерна должен содействовать стабилизации курса гривны.
Все же прекрасно понимают: Тимошенко хочет стать президентом Украины. Для этого ей нужно расширить рамки своего электорального поля. С этой целью ее правительство наращивает социальные подачки: пенсии, стипендии студентам. Сюда же стоит отнести и компенсации пострадавшим от стихийного бедствия, которые превратились в вакханалию коррупции и казнокрадства.
— Хотите сказать, что у нас сегодня разыгрался «пир во время чумы»?
— Государство сейчас является почти банкротом. Государственный долг превышает 95 миллиардов гривен, тогда как ВВП на этот год – менее 800 миллиардов. Правительство должно осуществить секвестр бюджета и финансировать только защищенные статьи. Если же Верховная Рада даст добро на популистские выплаты, инфляция в следующем году может достигнуть 25%. Будет то, что мы видели в первом квартале текущего года – по 3 – 4% ежемесячно.
— Как гражданам Украины вести себя при столь непредсказуемой в стране власти? В чем держать свои сбережения во времена валютных потрясений, чтобы не обанкротиться вместе с государством?
— В принципе, моя позиция на этот счет мало отличается от советов профессиональных экономистов и банкиров. Я бы посоветовал около 35% денег держать в гривне, 25% — в долларах, остальное – в евро, английских фунтах, норвежских кронах или другой стабильной валюте…