В состоянии финансового кризиса находится вся планета. Но в то время, как все страны пытаются выкарабкаться из него, Украина сама заталкивает себя еще глубже в яму.
Ситуация в украинской экономике аховая. Организованный фондовый рынок практически перестал существовать – капитализация украинских компаний за последнее время потеряла 80%, достигнув минимума 2004 года.
Инфляция в этом году, по оценкам главы Верховной Рады и члена Совета Нацбанка Арсения Яценюка, достигнет 25%. Из-за ограничений на валютообменные операции, на 15% сократился поток товаров из-за рубежа. Для Украины это дурная весть, ведь эта страна в среднем на 70% зависит от импорта.
Нарастает и паника вкладчиков. Украинцы только за последние две недели сняли со счетов банков около $3 млрд. Национальному банку Украины даже пришлось ввести запрет на досрочное снятие вкладов. Паника имеет под собой основу – украинским банкам до конца года нужно будет выплатить по внешним заимствованиям около $1 млрд, и четкого представления о том, где взять такую сумму, украинские банкиры не имеют.
По словам заместителя главы совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Олейника, «кризис уже задел 584 крупных промышленных предприятия, около 4 млн работников могут остаться без работы».
По подобной схеме мировой кризис отражается во многих странах, в том числе и в России. Однако, в отличии от «старшего брата», у Украины нет «подушек безопасности» в виде резервных фондов. Да и в целом украинская экономика носила «перегретый» характер. Отсутствие собственных резервов для борьбы с кризисом экономическим усугубляется кризисом политическим. В настоящее время в стране нет легально действующего парламента, а президент и глава правительства ожесточенно борются за влияние.
Промежуточным итогом текущей финансово-политической ситуации на Украине стало снижение доверия со стороны западных кредиторов. В пятницу Международное рейтинговое агентство Fitch объявило о снижениях долгосрочных рейтингов дефолта эмитента (РДЭ) Украины по долговым обязательствам в иностранной и национальной валюте до «B+» с «BB-», сообщается в пресс-релизе агентства. Прогноз – «негативный». Иными словами, Украину официально признали неблагонадежным заемщиком без ясных перспектив.
В настоящее время с кризисом пытается бороться лишь Нацбанк Украины. Он пытается больше кредитовать частный сектор и не давать вкладчикам банков изымать свои депозиты. Определенные соображения по спасению экономики есть и у правительства, и парламента. Однако принять скоординированный план действий украинская власть не может. Фактически, механизм принятия решений на Украине парализован.
Напомним, 9 октября президент Украины Виктор Ющенко издал указ о проведении в стране досрочных парламентских выборов из-за кризиса в парламенте, связанного с отсутствием коалиции. Окружной административный суд Киева 10 октября отменил этот указ по иску Блока Юлии Тимошенко. В отместку Ющенко ликвидировал Окружной суд, взамен которого учредил два новых админсуда, один из которых и отменил решение «непокорного» суда. Эта странная история – лишь демонстрация политического хаоса на Украине. Кстати, и перевыборы Верховной Рады при распущенном парламенте провести не удастся – в бюджете просто не предусмотрена соответствующая расходная статья, и для того, чтобы её ввести нужно хотя бы на день реабилитировать парламент и успеть договориться с депутатами.
Не нравится бардак в управлении страной и представителям Международного валютного фонда. Отметим, что украинское руководство обратилось к МВФ с мольбой о спасении своей экономики. «Сейчас ситуация на внешнем и на внутреннем рынке непростая, но я категорический оптимист и убежден: если мы разработаем системные шаги, то найдем правильный ответ для вкладчиков, бизнеса, финансовой системы», — сказал украинский президент.
Однако посланца МВФ, госпожу Джейлу Пазарбашиоглу, не зажег «категорический оптимизм» Ющенко. По ее словам, чтобы получить позитивные ответы от МВФ и преодолеть последствия экономической нестабильности, украинской власти нужно выработать общий план спасения экономики, которое обязательно должно быть закреплено на законодательном уровне.
«Вырабатывать» и «закреплять» на «законодательном уровне» что-либо украинскому президенту просто не с кем – парламент-то распущен! То есть Виктор Ющенко поставлен перед двумя альтернативами: либо вновь возобновить работу парламента, вплоть до его перевыборов (что чревато для самого Ющенко усугублением политической нестабильности), то ли ждать перевыборов, оставшись до середины декабря (по сути — до конца года) без спасительных кредитов МВФ. А переживет ли украинская экономика без какой либо помощи суровую финансовую зиму – большой вопрос.