Главная » Банки » Россия. Более 100 банков умрут в ближайшие два года

Россия. Более 100 банков умрут в ближайшие два года

Вслед за нефтяниками, которые уже не первый месяц рассказывают, как им тяжело жить в условиях кризиса, пожаловаться на жизнь решили и банкиры. Им тоже нелегко в эпоху финансовых перемен, и они тоже жалуются, что работают буквально себе в убыток. А еще проблемы с ликвидностью изрядно проредят ряды российских кредитных организаций — многие из банков расстанутся с жизнью в этом году. В общем, непросто быть банкиром в России.

Смерть более чем ста российских банков в течение 2009-2010 годов предсказал президент — председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. По его словам, те банки, в пассивах которых доля внешних заимствований составляла более 50%, «умрут в течение этого года». Остальные — чуть позже, но в течение года-двух количество отозванных лицензий «будет превышать сотню».

Учитывая, что с начала этого года ЦБ уже отозвал 10 лицензий (9 банков и одна НКО), прогнозы М.Задорнова можно считать даже оптимистичными. Если гильотина Центробанка будет работать и дальше с такой же скоростью и эффективностью, только к концу года банковская система России может недосчитаться к концу года 80 учреждений, но ведь ситуация с каждым днем все хуже, поэтому регулятор может и ускориться.

По мнению главы ВТБ 24, у банков в этой ситуации есть два выхода: либо банкам должны оказать поддержку акционеры, пополняя их капитал, либо финансовые учреждения должны будут сокращать кредитные портфели, снижая доходы. Не каждый может себе это позволить, поэтому М.Задорнов прогнозирует, что банки будут укрупняться. По его словам, возможна как покупка банков, так и их слияние при том, что в конце прошлого года были приняты законодательные нормы, облегчающие слияния в банковской сфере. Консолидация российских банков в ближайшие два года неизбежна, утверждает М.Задорнов.

Так что на рынке будет работать все меньше кредитных организаций, ведь государство не в состоянии оказывать помощь большому числу банков. Игроков будет мало, но они станут крупнее. На вопрос, планирует ли ВТБ 24 покупать банки, М.Задорнов ответил: «Нам это не надо». Один из крупнейших игроков на рынке (7-е место по размеру активов и 2-е по объему вкладов физлиц в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА») заранее отказывается от покупок. Остальным, похоже, следует задуматься над этим фактом.

Да и о каких покупках может идти речь, если глава ВТБ 24 говорит, что банковская система будет убыточной в ближайшие два года? По словам М.Задорнова, банковский бизнес не будет приносить прибыль, «потому что та прибыль, которая будет получена от основной деятельности, будет съедаться растущими резервами и платежами по внешним долгам тех банков, которые жили за счет внешних заимствований».

В условиях кризиса кредитный портфель российских банков и объем депозитов расти не будут — прекратится рост всей банковской системы. «То есть было примерно 5,85 трлн рублей депозитов физических лиц (в 2008 году), в лучшем случае 6 трлн рублей мы будем иметь на конец 2009 года в номинале. В номинальном выражении могут чуть-чуть увеличиться депозиты, а в реальном останутся практически на том же уровне», — сообщил он.

Что касается кредитного портфеля, то он как был 20 трлн рублей в целом, так он на таком же уровне и останется, «рост может быть в пределах 5%, в лучшем случае 10% в номинале», утверждает глава ВТБ 24.
Вот такое у российских банкиров туманное будущее. Никаких перспектив на ближайшее будущее. Как говорится, не до жиру — быть бы живу. Видимо, придется топ-менеджерам российских банков отказаться от бонусов и дивидендов, перейти в режим жесткой экономии и начать закупаться продуктами в дискаунтерах эконом-класса.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.