Российский Минфин объявил, что получил заявку Украины на предоставление пятимиллиардного кредита. Решения пока нет: нашему правительству есть над чем подумать. С одной стороны, странно поддерживать страну, которая постоянно ведет с нами то газовую, то идеологическую войну. С другой — мы связаны историческим единством, партнерством по СНГ, да и вообще Россия часто помогает соседям. Пикантность ситуации еще и в том, что Украина — на грани дефолта, она политически нестабильна и к тому же пытается выбить кредит из МВФ. Решение, которое сейчас примет Россия, может определить отношения двух стран на многие годы вперед.
В случае с «украинским кредитом» мы сильно рискуем в любом варианте. Дадим — могут не вернуть и вообще пустить деньги непонятно на какие цели. Не дадим — украинские власти почти наверняка снова займутся «газовым шантажом» или попросту воровством. Так что международный кредит в руках России из обычного политико-экономического инструмента на глазах превращается в опасную игрушку. Нажмем случайно не ту кнопку, и все — будут пострадавшие.
Тайны украинского двора
Просьба из Киева для российского Минфина не стала неожиданностью. Неофициально Украина начала зондировать почву на эту тему еще зимой. Уже тогда стало ясно, что цивилизованно договориться будет очень не просто.
Во-первых, денег просили не только у нас, но и у Международного валютного фонда (МВФ) и еще у ряда стран. Причем в случае с МВФ сразу разразился скандал. Украинская сторона, получив первый транш в размере $ 4,5 млрд (всего Украина просила у фонда $16,5 млрд), попыталась пересмотреть условия предоставления кредита в одностороннем порядке. Тем самым чуть было не подала дурной пример другим должникам фонда. Во-вторых, как только премьер Украины Юлия Тимошенко всем сообщила, что Россия пусть и неофициально, но денег пообещала, президент Виктор Ющенко тут же заявил, что переговоры идут без его ведома, значит, они незаконны.
В свою очередь, в ведомстве Алексея Кудрина подтверждали, что теоретически допускают возможность кредитования неспокойного соседа. Правда, оговаривались, что вопрос этот очень непростой, поэтому и запросили дополнительную информацию о текущем состоянии украинской экономики. А буквально несколько дней назад Алексей Кудрин заявил, что у России «не так много оснований для предоставления кредита Украине». Мол, Ющенко с Тимошенко никак не решат, надо им денег или нет, так с какой стати мы будем договариваться о кредите, когда он считается ненужным и неэффективным?
Но сейчас ситуация немного прояснилась.
— В Минфин поступило официальное предложение председателя правительства Украины Тимошенко. Размер украинской заявки — $5 млрд, — говорится в сообщении от лица Алексея Кудрина, опубликованном в среду на сайте Минфина.
И хотя пока никаких решений о выделении кредита не принималось, переговоры все же вошли в активную стадию. Думается, в Москве сейчас оценивают расстояние, отделяющее Украину от дефолта, и гарантии, которые может предоставить Незалежная. Благо есть с чем сравнивать.
Кредит кредиту рознь
Прецедент помощи бывшим союзным республикам у нас есть. Дали же $2 млрд Белоруссии и столько же Киргизии. Но ведь и стиль поведения белорусского и киргизского лидеров, мягко говоря, отличался от стиля раздираемой междоусобицей украинской верхушки.
Из близких к правительственным кругам источников известно, что, например, президент Киргизии Курманбек Бакиев этой зимой зачастил в Кремль. Торговался с нашим лидером как заправский восточный купец. И не только с нашим. Ведь со стороны России требование о выводе американских военных с базы «Манас» Киргизии никто не предъявлял. Поэтому предложение, от которого невозможно отказаться, никто не мешал сделать и Соединенным Штатам.
Но, видимо, переговоры в Кремле удовлетворили киргизского лидера больше. В итоге американские военные пакуют вещички и убираются из окрестностей Бишкека. Их примеру в скором времени последуют страны «антиталибской коалиции» (Австралия, Дания, Италия, Испания, Корея, Нидерланды, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Польша, Турция и Франция. — «Известия»). А Киргизия получит $ 2 млрд в кредит. Бонусом господин Бакиев умудрился выторговать $150 млн, причем безвозмездно. То есть даром.
Украина так не умеет. С ней вообще сложно договориться, потому что, даже придя вроде бы к компромиссу по тому или иному вопросу, нынешние украинские власти так и норовят надуть партнеров. Не будем припоминать им "газовую войну": кто старое помянет, тому сами знаете что бывает. Других примеров предостаточно. Возьмем $16,5 млрд, которые Киев договорился взять в кредит у МВФ.
Так Украина не только влезла в долги, но и на три года подпала под влияние фонда, обязуясь проводить предложенные им реформы. В частности, речь шла о том, чтобы Нацбанк отпустил гривну в „свободное плавание“. Что и было сделано. В результате гривна рухнула в полтора раза (на 77%), население страны разочаровалось в родной валюте и во власти, что только обострило социальную напряженность. Украинцы выходят на улицы с маршами пустых кастрюль, а страна находится на грани дефолта.
Еще одно жесткое условие МВФ — урезать „социалку“ по самое не хочу. Минфин Украины был вынужден принять бюджет с нулевым дефицитом, а правительство пообещало два года не увеличивать минимальную зарплату до уровня прожиточного минимума и не повышать в декабре 2008-го — январе 2009 года зарплаты работникам бюджетной сферы. Таким образом МВФ всего лишь пытался вывести вопрос социальных выплат из сферы политических соревнований. Но добился возмущения украинских политиков и вынужден был заморозить выплату второго транша.
Что может предложить Тимошенко?
С таким бэкграундом просить денег у России сложно. Представьте себе, что в банк за кредитом приходит человек, находящийся в состоянии развода и дележа имущества (на которое к тому же собираются наложить арест кредиторы). Кто ж ему даст взаймы? Но история с Украиной — другое дело. Далеко не только газовая труба нас тесно связала. Но и просто бросать деньги на ветер не стоит. Мы можем и даже должны выставить жесткие требования.
Какие? Для начала организационные. Логично обговорить четкий срок возврата денег, а еще лучше дать их под целевое использование. Например, для предоплаты газа или в счет оплаты газового трансферта. Дальше можно уже начинать серьезный торг. У нас много интересов на Украине. Неплохо было бы защитить российский бизнес и облегчить саму процедуру вхождения на территорию якобы „дружественного“ государства. Наконец, остаются открытыми вопросы притеснения русскоязычного населения, базы Черноморского флота в Севастополе, экономического давления на „пророссийские“ восточные регионы… Политическая стабильность в обмен на наши деньги — тоже весьма привлекательное условие.