Валютный голод продолжает ощущаться в финансовой сфере. Необходимость держать систему на плаву вынуждает Национальный банк (НБУ) тратить свои золотовалютные резервы. По оперативным данным, в феврале золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ уменьшились на 8,2%, или на 61,69 млн., составив на 28 февраля 458,74 млн. Это значит, что Нацбанк продал валюты больше, чем ее покупал. В феврале сальдо интервенций НБУ на межбанковском валютном рынке было отрицательным и составило — $1 729,6 млн.
Если сюда добавить январское уменьшение ЗВР на 8,2% (на $2 722,77 млн. в абсолютных показателях), то окажется, что в целом за два месяца ЗВР Нацбанка уменьшились на 16,1%, или на $5 084,59 млн. с $31 543,33 млн.
Если темпы уменьшения ЗВР сохранятся, то их чуть-чуть не хватит до Нового года. Основные каналы «сбыта» долларов проходят через межбанковские торги, где НБУ при помощи интервенций регулирует соотношение национальной валюты к иностранным, а также начатым с 27 февраля валютным аукционам, через которые иностранную валюту продают банкам на покрытие физлицами-заемщиками валютных кредитов.
Существует несколько факторов, влияющих на такой ход событий. Главным из них является ухудшения качества кредитных портфелей коммерческих банков. Еще в начале марта НБУ выражал свою обеспокоенность ростом объемов проблемной задолженности по кредитам банков в 2008 году. Нацбанк обнародовал, что за 2008 год объем проблемной задолженности по кредитам, выданными только киевскими банками, увеличился в 2,7 раза до 6,37 млрд. грн., что составляет 35% от объема проблемной задолженности по банковской системе в целом. Причем
существенное ухудшение качества наблюдается по портфелям кредитов, предоставленных именно в инвалюте, что естественно не может отразиться на размере ЗВР. Такая динамика, как отмечает НБУ, связана с резкой девальвацией гривны.
На прошлой неделе НБУ почти вдвое увеличил объем продажи валюты для погашения валютных кредитов населения – с $34,5 млн. в позапрошлую пятницу до $61 млн. в среду. Количество банков, рассчитывающих на получение валюты, выросло с 12 до 49. Формально продажа проводится в форме аукциона, однако уже во второй раз отсечение заявок происходит по тому же курсу – 7,8 грн./долл. Регулятор не берет на себя обязательств по поддержке этого курсового уровня в дальнейшем, но дает рынку ориентир по будущим котировкам.
Понимая, что ресурс весьма ограничен, НБУ предоставляя деньги на аукционах, четко регулирует распределение дефицитной валюты. Нацбанк рекомендует банкам в первую очередь покупать валюту на аукционах для погашения заемщиками кредитов на покупку жилья. «Первоочередно включать в реестр (заемщиков, для которых покупается валюта на аукционах) информацию об обеспечении выполнения обязательств в инвалюте по кредитным договорам на приобретение или строительство жилья », – говорится по этому поводу в сообщении НБУ.
Затем в реестр включаются заемщики, получившие кредиты на лечение, после них – получившие кредиты на обучение, а за ними – физлица-субъекты предпринимательской деятельности, получившие кредиты с основной суммой долга до $50 тыс. «Основанием для первоочередного включения в реестр по вышеуказанным категориям клиентов-заемщиков являются копии соответствующих подтверждающих документов», – утверждают в Нацбанке.
Регулятор также обязал банки к обратной продаже валюты ему в случае, если купленная банком валюта не была использована по назначению в течение последующих пяти рабочих дней. Кроме того,
НБУ предостерег коммерческие банки от дальнейшего повышения кредитных ставок, которое будет рассматриваться как нарушение ст. 49 Закона о банках и банковской деятельности.
«Таким образом, НБУ ужесточает условия работы банков в Украине, что является негативом для банковской системы», – отмечает Александр Шкурпат, финансовый аналитик инвестиционной компании «Аструм-Инвест».
Но есть и другой фактор, не менее важный, чем первый. Коммерческие банки быстро теряют свою депозитарную базу. Резкое ухудшение материального положения граждан Украины, а также не менее резкое падение доверия к финансовым институтам в целом, привели к тому, что в банковской системе начался отток денежных средств с депозитов. В январе депозиты сократились на 18,3 млрд. грн., или 5,1%. Декабрьская стабилизация объяснялась переоценкой валютных депозитов, которые сократились в долларовом выражении на 1%, но выросли в пересчете в гривну на 13,2%. Уже в январе негатив проявился в полной мере: депозиты населения сократились в гривне (на 3 млрд.) и в инвалюте (в пересчете – на 4,9 млрд.грн.), предприятия сократили гривневые депозиты на 11,9 млрд. грн., и нарастили валютные на 1,4 млрд. грн.
Февральские данные по объемам чистой покупки валюты населением и по снятию валютных вкладов физлиц говорят о том, что девальвационные ожидания и банковский кризис не ослабевают.
Общий февральский объем выведенных в наличность валютных средств, $2,2 млрд. (из них $800 млн. снято с валютных вкладов) – это почти вдвое больше январского уровня.
Единственным возможным вариантом изменить ситуации при неизменяемых правилах игры – внешний заем на покрытие текущих обязательств. Основным кредитором здесь является МВФ, но разногласия с правительством по ряду вопросов оттянуло предоставление очередного транша. По мнению аналитиков «Аструм-Инвест», пока правительство утрясет все моменты с МВФ, деньги поступят на счет Украины не раньше, чем через 1-2 месяца. Также рассматриваются и другие варианты. Как объясняют в Кабмине, переговоры по займам с другими государствами пока не ведутся. Здесь наиболее вероятна помощь со стороны России – разговор ведется в рамках $5 млрд.
Хотя острая фаза банковского кризиса началась еще в январе с невыполнения обязательств перед вкладчиками и введения временной администрации в ряде крупных банков, до сих пор государство не осуществило рекапитализацию или национализацию ни одного банка.
Шестимесячный мораторий на выдачу вкладов в банках с временной администрацией только мотивирует население забирать деньги из других банков, пока такая возможность есть.
Набег вкладчиков приводит к невозможности выполнения своих обязательств другими банками, и этот порочный круг может сохранятся вплоть до того, что в стране останется только несколько банков, которые будут продолжать работать с вкладами населения. «Пока государство не предпримет решительные меры по вхождению в капитал и предоставлению гарантий сразу нескольким большим банкам, мы не ожидаем существенного улучшения ситуации», – делает вывод Юрий Белинский, глава департамента аналитики «Аструм-Инвест».