Парламент принял в первом чтении законопроект №4480 Владимира Ландика, Елены Бондаренко (оба — Партия регионов) и Виктора Уколова (БЮТ), предполагающий внесение изменений в закон «О телевидении и радиовещании» в части пересмотра методики расчета лицензионного сбора в более демократическую сторону
Законопроект о сокращении лицензионных сборов предполагает ввести в закон универсальную формулу расчета суммы лицензионного сбора, которая рассчитывается как произведение объемов вещания, количества населения, проживающего в зоне распространения сигнала, коэффициента рентабельности и не облагаемого налогом минимального дохода за вычетом скидок за распространение детских программ, национальных передач и программ собственного производства. Согласно действующему законодательству, методику расчета должен разрабатывать и утверждать Нацсовет по вопросам телерадиовещания, а Минфин — согласовывать. Но действующая с июля 2008 г. методика настолько взвинтила расценки, что многие небольшие вещатели просто не в силах оплатить лицензии. Это заставило как Нацсовет взяться за разработку новой методики, так и депутатов предлагать свои варианты урегулирования патовой для региональных вещателей ситуации.
Разработчики документа сами в пояснительной записке отмечают, что «результатом дальнейшего применения действующей методики может стать уничтожение регионального и местного вещания в большинстве населенных пунктов». Ведь подорожание составило сотни процентов. К примеру, сразу после нововведения отказалась платить 3,5 млн. грн. за лицензию, которая до этого стоила 780 тыс. грн., компания «Свит ТВ». А «Гала радио» тогда вообще насчитали 4,7 млн. грн. вместо 0,55 млн. грн. Но вообще непосильной эта ноша оказалась именно для небольших вещателей. «Ведь только с начала года 28 компаний, по которым были приняты решения о выдаче лицензии, попросили аннулировать их из-за того, что попросту не смогли заплатить за лицензии по новым несбалансированным и непонятным тарифам»,— говорит член Нацсовета Татьяна Лебедева.
Рынок давно требовал сделать лицензионные сборы адекватными тем требованиям, которые государство выдвигает к телерадиоорганизациям. «С одной стороны, на нашу индустрию возлагается огромное количество социальных требований. Как, например, количество национального и социального продукта и бесплатное размещение социальной рекламы. Поэтому мы считаем, что экономическое давление со стороны государства, как те же лицензионные сборы, должно быть минимальным ввиду вышеупомянутой социальной ответственности отрасли»,— говорит исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей Екатерина Мясникова. С другой стороны, отмечает она, если сравнить сегодняшние лицензионные тарифы для вещателей с другими телекоммуникационными тарифами, то первые значительно превышают среднее значение, свойственное этому сектору экономики. «Лицензии для крупных операторов телефонии бывают дешевле, чем для местного радио. Но ведь и их доходы несоразмерны»,— отмечает госпожа Лебедева
Поэтому, по мнению рынка, любая возможность пересмотра действующих тарифов — это благо для вещателей. «Если закон будет принят, он, с одной стороны, позволит избежать сложностей, связанных с определением тарифов на уровне подзаконных актов, с другой — значительно уменьшит финансовое давление на теле — и радиокомпании»,— полагает Екатерина Мясникова.