14 мая запланированная продажа пакетов акций облэнерго на Украинской фондовой бирже не состоялась. Формальной причиной стал запрет на проведение торгов Кировоградского суда. Однако реальной причиной стало то, что, не смотря на ожидания Тимошенко и Портнова, ни одна компания не подала заявки на участие в торгах. Теперь легко прогнозировать, что и четверговые продажи акций облэнерго и продажа ОПЗ с большой вероятностью тоже не состоятся. Если раньше аналитики рассчитывали, что не смотря на двоякую ситуацию с руководством ФГИ на конкурсы все же придут спекулятивные инвесторы, желающие купить подешевле спорно приватизируемые объекты, то события 14 мая окончательно убедили нас в провале «Проекта «Портнов». Нелегитимно назначенный и. о. главы Фонда не сможет продать НИЧЕГО!
Не исключено, что решение районного суда было организовано именно Портновым. Как видно из его даты (7 мая), решение было сделано заранее. А предъявлено оно было вечером накануне торгов, когда стало ясно, что тоги проваливаются. Интересно, сколько еще решений районных судов приготовлено в портфеле у Портнова? Наверняка, на всякий случай, еще штук 6…
Ключевой фигурой, «приводом» нынешней приватизационной кампании был Портнов. Он публично отстаивал конкурсы, он захватывал (буквально) плацдарм в ФГИ. Он придумывал схему продажи госакций через биржу. Он брал на себя большую юридическую ответственность за проведение конкурсов. В этой ситуации он выполнял функции, аналогичные функциям командира рейдерской атаки.
А ключевой человек в окружении Портнова – Виктор Медведчук. Юридическая карьера нынешнего как бы и.о. ФГИ становилась при Медведчуке. Он и сам не отрицал свою лояльность Медведчуку в собственном интервью.
Вероятно, именно Медведчуку удалось уговорить Тимошенко сделать Портнова кандидатом на пост главы ФГИ при условии, что Портнов костьми ляжет, но приватизацию проведет.
Объявленные конкурсы изначально были авантюрой.
И. о. главы ФГИ Портнов считается легитимным только в глазах правительства. Реально он не имеет даже печати, которая заверила бы результаты конкурсов.
Санкционированные правительством аукционы на самом деле запрещены, и поэтому с юридической точки зрения очень спорны. 7 мая был издан номер «Ведомостей приватизации», в котором опубликовано решение президента Виктора Ющенко о запрете приватизации шести облэнерго и Одесского припортового завода. Семенюк своим приказом отменила торги.
Реально в столь рисковых торгах по облэнерго могли участвовать лишь их нынешние акционеры – Суркисы, Коломойский и Григоришин (для остальных продаваемый пакет слишком мал), а в торгах по ОПЗ – рейдерские группы, привыкшие сначала ввязываться в конфликт, а потом вытягивать из него максимум выгод.
После того как 14 мая группа Константина Григоришина официально заявила о своем отказе от участия в биржевых торгах, стало ясно: реально в торгах 14-29 мая могут принимать участие только Коломойский и Суркисы.
Но Премьеру нужны деньги в бюджет. А еще нужны деньги на ведение предвыборной кампании. Для реализации первой и второй задач был найден, казалось бы, прекрасный механизм – продажа государственных акций через биржу.
Участники торгов на бирже могут выступать анонимно. То есть при наличии одного реального покупателя можно с легкостью имитировать торги со стороны подставных структур.
По правилам торгов стартовая цена в процессе биржевых торгов может не только расти, но и снижаться (возможно, на это и делался расчет).
Чтобы избежать обвинений в сознательном занижении цен, стартовые цены пакетов поставлены на уровне чуть выше котировок в ПФТС. Тем не менее, созданы условия, в которых сильно цена вырасти не сможет.
Госпакеты в облэнерго не дробятся на мелкие части, а предлагаются к продаже целиком. Стартовая цена даже ненамного превышает рыночную, что отбрасывает обвинения в изначальном занижении. Однако величина пакета отбивает от участия в аукционе мелких портфельных инвесторов, которые могли бы существенно увеличить цену даже с довольно высокого стартового уровня. Одним словом, реальной конкуренции в борьбе за пакеты не создается. Дело в том, что купить крупные пакеты начальной ценой 500-600 млн. грн. могут только крупные инвесторы. А юридическая шаткость статуса торгов приводит к тому, что в них не участвуют крупные иностранные покупатели, а также портфельные инвесторы или инвестиционные банки, которые в состоянии «проглотить» такой лот.
Оставалось найти человека, который согласится вложить деньги в эту авантюру.
Суркисам не удалось «развести» Коломойского
Сам факт проведения этих торгов (в условиях столь высоких рисков для потенциального инвестора) предполагал уверенность премьера в том, что покупатели будут и что будет хотя бы видимость конкурса.
Суркисам и Медведчуку было важно уговорить Коломойского профинансировать покупку акций на сомнительном конкурсе. Акции нужно было покупать по цене, хотя бы близкой к стартовой – если бы цена упала намного, это привело бы к политическому скандалу. А у Коломойского (в отличии от Суркисов) есть средства для того, чтобы заплатить по 110-130 млн. долларов за каждый пакет облэнерго, и еще не известно сколько за Одесский припортовый завод.
Предполагаемые выгоды сторон были таковы.
Отсутствие крупных конкурентов позволит покупателю гарантированно купить акции по цене, близкой к стартовой. В деньгах экономия при покупке ОПЗ и облэнерго может составить порядка 300-800 млн. долларов.
Риск нелегитимности конкурсов нивелировался следующей «заманухой». Даже в случае, если покупателя попытаются лишить пакетов, есть шансы вести длительную судебную тяжбу и все это время получать прибыль от оперативного контроля над предприятиями. Даже если потом конкурс будет аннулирован, то государство обязано полностью вернуть внесенную за акции сумму, как это уже происходило с Криворожсталью.
Суркисы и Медведчук могли рассчитывать на то, что без денег получат часть купленных акций. Их вклад был бы «политический», в виде самой возможности этой схемы и в виде гарантий со стороны Тимошенко в том, что она поддержит результаты конкурса, а в случае проблем обеспечит возврат денег из бюджета. Это их традиционный стиль: при Кучме они за счет близости к Президенту выбивали для себя собственность в чужих бизнесах.
Выгода для Тимошенко могла быть в том, что торги бы дали в бюджет существенную для социальных выплат сумму. Кроме того, Тимошенко могла рассчитывать на бонус от сэкономленных Суркисом-Коломойским средств для финансирования своей политической кампании.
Но, вероятно, Коломойский в последний момент нашел риски слишком высокими по сравнению с выгодой.
В самой глупой ситуации оказалась Тимошенко. Ее планы приватизационных поступлений сорваны. Ее нарочитое упорство в продаже госсобственности не дает результатов на глазах у всей страны, и простые избиратели могут потерять из виду смысл поступков Юлии Владимировны. Украина получила яркую иллюстрацию того, что Тимошенко с очаровательной улыбкой движется вопреки законам экономики и здравого смысла. И, что для нее хуже того, выяснилось, что Тимошенко проигрывает Президенту схватку вокруг приватизационных конкурсов, читай – ее команда оказывается слабее, а это плохой сигнал для элит.
Провалился не план Тимошенко. Провалился план Медведчука. Это заставляет сомневаться в том, что действенные приемы 2002 года остаются эффективными в 2008 и, что особенно важно, в 2009 году.