Кремль приступил к реализации амбициозного проекта по возрождению былой славы Москвы на африканском континенте. Творцы политики в США и Европе должны понять, что происходит, и сформулировать эффективный ответ, прежде чем они обнаружат, что их собственные отношения с Африкой значительно меняются — и не в лучшую сторону.
Российский президент Дмитрий Медведев и более ста российских бизнесменов посетили на прошлой неделе Египет, Нигерию, Намибию и Анголу. Это было самое длительное турне в ряду визитов, совершенных российскими лидерами после распада Советского Союза. В отличие от Барака Обамы, который на следующей неделе поедет в Африку с краткосрочным визитом, чтобы поговорить о глобальном потеплении, Медведев и его команда нацелились на нефть, газ, алмазы и уран. Медведев старательно набирает очки перед встречей с западными лидерами в рамках саммита Группы восьми, который пройдет 8-10 июля в Италии.
В Каире Медведев и президент Хосни Мубарак подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве сроком на 10 лет. Оно чем-то напоминает советские договоры о дружбе и сотрудничестве с развивающимися странами. По условиям соглашения Россия может возобновить поставки своего оружия в Египет, который когда-то был крупным покупателем советских систем вооружений. Российская государственная корпорация «Росатом» нацелилась на крупный контракт на 1,8 миллиарда долларов, в рамках которого она намерена помочь Египту в строительстве его первой атомной электростанции. Это примерно половина стандартной мировой цены за реактор, которая составляет около 3,5 миллиарда долларов. «Росатом» своим вторжением на ближневосточный рынок гражданской атомной энергетики снижает шансы на успех французской компании Areva, альянса General Electric/Hitachi и компании Toshiba.
Далее Медведев и его компания отправились в Нигерию, являющуюся самым крупным в Африке экспортером нефти. Там они договорились о реализации совместного проекта стоимостью 2,5 миллиарда долларов между государственной корпорацией «Газпром» и нигерийской государственной нефтяной компанией. В рамках этого проекта планируется разработка крупных нефтегазовых месторождений и строительство газопровода из Нигерии в Европу. Новый трубопровод даст Москве возможность контролировать поставки нигерийского газа в Европу, что в свою очередь усилит зависимость европейских потребителей от России.
В Анголе Медведев заключил еще одно соглашение об экономическом сотрудничестве и договорился о выделении кредита на 300 миллионов долларов для обеспечения запуска ангольского спутника Angosat. Российская сырьевая компания «Зарубежнефть» стремится получить более широкий доступ к ангольским нефтяным месторождениям и хочет развивать сотрудничество с государственной нефтяной компанией этой страны Sonangol. Наряду с этим, целый ряд российских компаний стремится обрести доступ к урановым месторождениям Намибии.
По всей видимости, Медведев, а в его лице и премьер-министр Владимир Путин возрождают старую советскую стратегию в Африке. Советский Союз поддерживал дружественные отношения со многими африканскими странами, включая Египет, Судан, Эфиопию, Сомали, Намибию, Анголу и Мозамбик. Начиная с 50-х годов Африка считалась главным полем экономической битвы между советской командной системой планирования и управления и западным капитализмом. С 60-х по 80-е годы западные организации, включая Всемирный банк и Агентство международного развития США, тратили миллиарды долларов на поддержку властей в таких странах, как Заир и Нигерия. Москва осуществляла такое же финансирование своих «друзей».
В частности, Ангола стала той сценой, на которой борьба за влияние между Советским Союзом и США развернулась с особой силой. Советские суда в 70-е годы перебрасывали в Анголу десятки тысяч кубинских солдат для оказания поддержки Народному движению за освобождение Анголы (МПЛА) в его войне за независимость от Португалии. А США и ЮАР поддерживали Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА). После обретения Анголой в 1975 году независимости между двумя группировками началась 27-летняя гражданская война, которая помешала нормальному развитию этой страны.
Африка утратила свое значение идеологической шахматной доски после распада Советского Союза, и сегодня объем товарооборота между этим континентом и Россией ничтожен. Однако она сохраняет свою экономическую ценность. Китай за последние годы потратил миллиарды долларов, заводя в Африке друзей, оказывая влияние на диктаторов и привязывая африканские страны к Пекину.
Сейчас Кремль пытается восстановить свой статус глобального игрока, и для этого, среди прочего, он снова укрепляет свои позиции в Африке. Похоже, что африканское турне Медведева стало первой скоординированной попыткой Москвы достичь этой цели. Там, где Советский Союз когда-то добивался политической гегемонии, сегодняшняя Россия преследует экономические цели, такие как наращивание торговли и получение доступа к сырьевым ресурсам. Но перемены во взаимоотношениях Африки с Россией будут иметь существенные последствия для многих стран.
Африканцы могут выиграть в результате усиления конкуренции и соперничества между мировыми державами за освоение их огромных ресурсов. Россия и Китай уже вложили миллиарды, чтобы закрепиться на этом континенте. Западные компании также проявляют интерес. Доходы от освоения этих ресурсов могут привести к созданию рабочих мест и повышению доходов населения в Африке. Но говорить об этом с абсолютной уверенностью нельзя. Богатые полезными ископаемыми странами уязвимы для коррупции и склонны к нестабильности. Наплыв российских денег может усилить коррупцию в тех местах, где она уже создает проблемы. Кроме того, Москва и Пекин чувствуют себя вполне комфортно, сотрудничая с деспотическими режимами, такими как суданский, в то время как страны Запада их осуждают. В результате по мере расширения российского и китайского влияния в Африке африканцы могут пострадать еще больше.
Если Европа и Соединенные Штаты Америки оставят Африку на милость России и Китая, Запад может потерять этот континент. Что еще хуже, ресурсное богатство Африки может быть разбазарено. Запад должен продолжать свое давление на африканские государства, призывая их усиливать прозрачность и укреплять власть закона. Он должен изменить свои подходы, перенеся центр внимания с оказания помощи на другие вопросы. Западу следует всячески подчеркивать преимущества торговли и конкуренции. История доказывает, что такая политика это наиболее эффективный путь к развитию.
Сегодня, когда президент Обама направляется в Африку, он и другие западные лидеры должны понять, что Россия и Китай занимаются разделом зон экономического влияния на этом континенте. США и Европе следует задействовать свои преимущества в технологии, финансах и «мягкой силе» — иначе их обгонят безжалостные конкуренты.