Нынешний, 2008 год пока с трудом дается российским предприятиям. На смену еще недавно гарантированному росту спроса пришли непредсказуемые колебания доходов, нехватка рабочих рук и все более жесткая конкурентная среда. Пока отечественные компании не только сохраняют темпы роста, но и поддерживают динамику модернизации производства. Однако первые тревожные сигналы уже появляются. В промышленности начинают накапливаться избыточные запасы готовой продукции, а все большая часть внутреннего спроса переключается на импорт.
Цифры на подъеме
На первый взгляд текущая ситуация в российской экономике внушает мало опасений. По предварительным оценкам, выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности за первые четыре месяца 2008 года вырос на 9,2%, превысив показатель аналогичного периода прошлого года на 0,9 процентного пункта.
Промышленное производство тоже ускорилось. Если за январь-апрель 2007 года оно увеличилось «всего» на 6,9%, то в этом году — на 7,3%. От промышленности не отстают транспорт и сельское хозяйство. Грузооборот за первые четыре месяца года вырос на 4%, а сельскохозяйственное производство добавило 4,5% против соответственно 3% и 3,6% годом ранее.
В разрезе отдельных отраслей промышленности динамика производства кажется менее устойчивой, но явно далеко за пределами зоны возможных опасений. Так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды выпуск вырос за январь-апрель на 4,2%, в значительной степени компенсировав спад за аналогичный период прошлого года на 5,7%.
Динамика в обрабатывающей промышленности хотя и несколько замедлилась по сравнению с прошлым годом, однако измеряется двузначными цифрами. По предварительной оценке, темпы роста за январь-апрель 2008 года составили здесь 10,9% против 11,8% годом ранее. Особенно отличились машиностроительные отрасли инвестиционного спроса, где производство в апреле вновь (после незначительной заминки в первом квартале) стало набирать обороты. В частности, выпуск машин и оборудования увеличился за первые четыре месяца на 22,8% против 21,8% в январе-апреле 2007 года и 16,4% по итогам первого квартала. Производство транспортных средств и оборудования выросло за этот же период на 19,1% против 17,0% и 14,4% соответственно.
Пожалуй, лишь в добывающей промышленности явно наметилась стагнация. Если годом ранее производство здесь росло на 3,5%, то теперь — лишь на 0,6%. Причем в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, становом хребте российского экспорта и основном доноре федерального бюджета, выпуск с начала года увеличился на жалких 0,3%.
Спрос на спаде
Впечатление от положительных цифр роста выпуска оказывается смазанным, если обратиться к оценке рыночной ситуации самими предприятиями. Опросы руководителей промышленных компаний, регулярно проводимые Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), однозначно указывают, что ситуация в реальном секторе дает первые тревожные сигналы.
Во-первых, в промышленности резко упала обеспеченность производства заказами. В частности, к маю 2008 года в легкой промышленности удовлетворенность предприятий сбытом сократилась до 26% (апрель 2007 года — 72%), в пищевой промышленности — до 40% (апрель 2007 года — 62%), а в промышленности строительных материалов — до 44% (апрель 2007 года — 49%).
Во-вторых, динамика объема продаж в реальном выражении в целом по компаниям реального сектора замедлилась вдвое относительно аналогичного периода прошлого года. Причем произошло это настолько стремительно, что большинство предприятий не успело скорректировать объемы собственного производства. И в промышленности стали стремительно нарастать запасы готовой продукции. Так, если в конце 2007 года процент компаний с запасами «выше нормы» превышал их долю с запасами «ниже нормы» на 1-3 процентных пункта, то к середине весны этот показатель достиг 8-9.
Иными словами, высокие показатели роста выпуска были «куплены», по крайней мере частью предприятий, ценой наращивания складских запасов. При условии восстановления темпов роста спроса такая стратегия понятна. Однако есть ощущение, что динамика роста спроса на продукцию отечественных компаний до привычного уровня может и не дойти.
Ситуация становится еще менее ясной, если обратиться к данным о динамике ключевых показателей совокупного спроса. Ведь она не только не замедлилась, но в ряде случаев даже увеличилась.
Начнем с потребительского спроса. По предварительным оценкам, рост реальных располагаемых денежных доходов населения за январь-апрель 2008 года был несколько ниже, чем за тот же период 2007 года: 9,6% против 10%. Но из-за высоких темпов инфляции, которые сделали ставки по банковским вкладам отрицательными, а сбережения менее привлекательными, произошло существенное увеличение доли денежных доходов, которая направляется на потребительский рынок. Объем оборота розничной торговли вырос за первые четыре месяца 2008 года на 16,8% против 14,7% годом ранее.
Схожими темпами увеличивается и государственное потребление. По данным Экономической экспертной группы, кассовые расходы федерального бюджета за I квартал 2008 года превысили 16,7% ВВП, что оказалось на 2,3 процентного пункта ВВП выше расходов в аналогичном периоде 2007 года. Непроцентные расходы росли еще более высокими темпами. За первых три месяца года они составили 16,4% ВВП против 13,8% ВВП в прошлом году.
Нельзя предъявить претензий и к внешнему спросу. Из-за удивительно благоприятной для России конъюнктуры на мировых сырьевых и энергетических рынках стоимостный объем экспорта из нашей страны увеличился за январь-апрель на 46,8%. Для сравнения: годом ранее этот показатель не превышал 8,3%. Параллельно сохраняется и высокая динамика инвестиционного спроса, в значительной степени подпитываемого активными государственными вливаниями. Расходы по статье «Национальная экономика» только за январь составили 1,04% ВВП (январь 2007 года — 0,44% ВВП), а за февраль — 1,59% ВВП (февраль 2007 года — 0,56% ВВП). На уровне экономики в целом вложения в основной капитал выросли, по предварительной оценке, на 20,6% против 22,6% в январе-апреле 2007 года, что вполне сопоставимо.
Двузначные цифры роста практически всех ключевых показателей спроса и одновременное нарастание спросовых проблем в промышленности! Как это возможно? Ответ достаточно прост: инфляция отпускных цен и нарастание конкуренции с импортом.
Инфляционные ограничения
Все большая часть прироста совокупного спроса ведет не к увеличению реальных показателей производства, а к повышению отпускных цен и заказам иностранным производителям. Ускорившаяся инфляция в реальном секторе подогревается и не менее стремительным ростом цен на сырьевых и топливных рынках, что сказывается на общих инфляционных ожиданиях.
Опросы ИЭПП свидетельствуют, в апреле 2008 года каждое второе предприятие промышленности характеризовалось ускоренным ростом затрат. А каждое третье предприятие повышало отпускные цены. Для сравнения: еще в марте доля таких компаний была на 5 процентных пунктов ниже. В результате только за апрель цены добывающей промышленности выросли на 7,8%. При этом лидерами наращивания темпов инфляции в январе-апреле были производство и распределение электроэнергии, газа и воды (16,6%), добыча газа ( 16,5%), химическое производство ( 11,9%) и металлургический комплекс ( 9,5%).
Инфляция в обрабатывающих отраслях в абсолютных значениях оказалась ниже, чем в добывающем секторе, — 2,5%. Однако ускорение темпов роста отпускных цен относительно прошлого года стало рекордным. В частности, в производстве транспортных средств и оборудования инфляция за первые четыре месяца 2008 года (7,3%) практически полностью сравнялась с годовой инфляцией за прошлый, 2007 год (8,7%). Схожая ситуация в производстве машин и оборудования, а также в текстильном и швейном производстве, где рост цен за четыре месяца превысил инфляцию 2007 года за тот же период, составив 6,7% и 6% против 4,5% и 3,6% соответственно.
Импортный бум и нехватка мощностей
Последствия такой ценовой динамики в российском реальном секторе не замедлили себя долго ждать. Все большая часть потребителей стала предпочитать импортную продукцию отечественной, справедливо полагая, что сможет найти лучшее соотношение «цена-качество» за рубежом. Тем более что и непрерывное укрепление реального курса рубля относительно иностранных валют (только за январь-апрель на 1,5%) этому помогает.
По предварительной оценке, объем импорта за первые четыре месяца 2008 года вырос на 31,4%. На этом фоне, как свидетельствуют результаты конъюнктурных опросов ИЭПП, 31% компаний стал рассматривать импорт в качестве основного ограничителя роста выпуска. Для сравнения: еще в октябре 2007 года доля таких компаний составляла 17%.
Но главная проблема в другом! За исключением повышения цен, а значит, снижения конкурентоспособности продукции у большинства российских предприятий практически не осталось механизмов компенсации опережающего роста затрат.
Еще в 2007 году ситуация была несколько иной. Тогда предприятия задерживали рост отпускных цен относительно динамики себестоимости, обеспечивая рост финансового результата через увеличение загрузки мощностей. В нынешнем году свободных мощностей просто не осталось, а любое расширение стало требовать инвестиций.
Более того, значительно усилились ограничения со стороны рабочей силы. Если в январе нехватку кадров главным препятствием на пути роста считало 36% компаний, то теперь такая проблема наблюдается почти у каждого второго (49%) предприятия промышленности. В отраслях, генерирующих основной рост (машиностроение и металлообработка), недостаточность квалифицированной рабочей силы относительно существующих заказов наблюдается у 62% предприятий!
Инфляция
На протяжении всех месяцев этого года инфляция оставалась экономической темой номер один в России. Индекс потребительских цен вырос за первые четыре месяца на 6,3% против 4% за аналогичный период прошлого года. Такой значительный рост потребительских цен не позволяет надеяться, что итоговый ее уровень уложится в 10%, как заверяет министр финансов А. Кудрин.
Только за апрель потребительские цены выросли на 1,4%. И это в последнем месяце, когда еще действует замораживание цен на социально значимые продукты питания. Можно сказать, что инфляция, не успев замедлиться (в марте ее уровень был 1,2%), вновь ускоряется. Основным виновником по-прежнему остаются цены на продовольствие, которые выросли в апреле на 2,2% (их вклад в инфляцию составил 3,2 процентного пункта). При этом лидером стали цены на масло подсолнечное (прирост — 8,6%), яйца ( 7,4%), хлеб и хлебобулочные изделия ( 6,4%) и плодоовощную продукцию ( 5,5%). Существенную добавку в инфляцию внесли и цены на бензин, увеличившись в апреле на 4,3% (только в Москве их рост составил 3%).
Все это свидетельствует о том, что предпринятые правительством меры по сдерживанию инфляции неэффективны. В основном это частичное ненужное замораживание цен и запоздалое введение заградительных пошлин на экспорт зерновых культур. Конечно, рост цен на продовольствие во всем мире не мог обойти Россию. Тем не менее, по данным Евростата, индекс цен на продукты питания за январь-март 2008 года в развитых европейских странах не превысил 3,5%, в целом по ЕС — 1,8%, тогда как в России — 6,4%; в том числе на хлеб, хлебобулочные изделия и крупы соответственно 3,3%, 2,7% и 6,9%. Цены на сельскохозяйственную продукцию в апреле на мировых рынках выросли на 5,7%, и, судя по всему, вряд ли стоит ожидать замедления темпов инфляции до нового урожая. В мае, по нашему прогнозу, уровень инфляции составит 1,5%.
Прогнозы и оценки
Неудивительно, что делать какие-либо прогнозы в сложившейся рыночной ситуации достаточно затруднительно. Рост затрат, ограничения рабочей силы, нарастающий импорт — все эти факторы явно играют не на пользу российскому производителю. Однако есть и положительные стороны. Совокупный спрос явно растет, а финансовые возможности реального сектора пока позволяют не снижать темпы модернизации и расширения производства. К сожалению, пока «перевес» не на стороне предприятий. По итогам января-мая 2008 года мы прогнозируем замедление темпов роста в промышленности до 7,1%.