Невзирая на свою любовь к шикарной жизни Юлия Тимошенко не очень спешит показывать «волшебный источник», который наполняет гривнями, долларами и евро, ее бумажник. Налоговая декларация лидерши БЮТ ничего, кроме слез сочувствия к «бедной Юле» вызывать не может, поскольку даже госслужащий средней руки получает больше. Однако мы помним, что Тимошенко уже принадлежала к самым богатым людям СНГ еще тогда, когда и Ахметов, и Коломойский, и Пинчук еще только начинали свой путь на вершину финансового успеха.
Уже тогда в западной прессе хозяйку ЕЭСУ называли “мисс 11 миллиардов”. Секретом Полишинеля есть и тот факт, что Тимошенко никогда не держала свои капиталы в Украине, большей частью в оффшорах. Но за время, которое прошло, Юлины миллиарды должны были лишь расти в своем количестве. Но о них ничего не известно, потому и вызывают удивление королевские привычки лидерши БЮТ со скромной зарплатой украинского государственного служащего.
Единственную подсказку дала родная тетя Юлии Владимировны – оказалось, что на наряд от Луи Виттон для нее скидывается вся семья. Это была небольшая надежда докопаться к правде. Как выяснилось, семейный клан Тимошенко способен без лишней суматохи и вреда для своей финансовой стабильности купить не только последнюю коллекцию известного модельного дома, но и всю его бизнес-империю.
Но путь к фантастическому богатству у Юлии Тимошенко был непростым и определяющую роль в нем сыграл ее свекр – Г.А.Тимошенко. Впервые он помог своей новой родственнице, когда она не справилась с учебной программой Днепропетровского горного института. Пришлось применить все связи для того, чтобы перевести девушку в Днепропетровский государственный университет и создать ей комфортные условия для учебы. Можно считать, что именно таким образом началось плодотворное сотрудничество двух главных представителей будущего клана Тимошенко.
Следует заметить, что комфортные условия учебы Юлии Владимировне были очень нужны, потому что она начинает активно разворачивать бизнес-деятельность. Под эгидой Днепропетровского областного комитета ЛКСМУ она создает Молодежный центр «Терминал». Именно тогда Тимошенко знакомится и получает первые общие бизнес-интересы с первым секретарем Днепропетровского областного комитета ЛКСМУ Сергеем Тигипко и заведующим отделом агитации и пропаганды Днепропетровского областного комитета комсомола Александром Турчиновым.
Получив определенный опыт, семья Тимошенко решает начать строительство семейной бизнес-империи. Используя служебное положение (Г.А.Тимошенко заведовал Днепропетровским облпрокатом), клан Тимошенко заработал начальный капитал, который составил основу для создания в 1991 году Корпорации «Украинский бензин». С самого начала Ю.Тимошенко заняла должность коммерческого, а затем и генерального директора предприятия, что на протяжении 1992 – 1994 годов занимало монопольное положение на рынке снабжений нефтепродуктов в аграрный сектор Днепропетровской области. Именно тогда в полной мере раскрылся талант Юлии Владимировны по выстроению разного рода эффективных теневых схем.
Так, чтобы избежать налогообложения, часть уставного капитала «Украинского бензина» была заведена в Украину через предварительно созданные офшорные компании на Кипре. Благодаря широкому использованию бартерных схем, корпорация имела возможность в условиях тотального дефицита получать непосредственно от производителей значительные объемы сельхозпродукции по чрезвычайно низким ценам.
Такой успешный старт позволил семье Тимошенкив задуматься о расширении бизнеса. Для этого была создана общая корпорация «Содружество». На то время она поставляла около 9 млрд. кубометров туркменского и российского газа для потребностей 70 промышленных предприятий в семи регионах Украины. После того, как Юлии Тимошенко удалось избавиться от партнеров, корпорация была переименована в «Единые энергетические системы Украины». С этого времени можно считать реальностью появление мощной бизнес-империи клана Тимошенко. Для этого достаточно лишь посмотреть на руководящий состав корпорации. С ноября 1995 года президентом ЕЭСУ становится Юлия Тимошенко, ее свекор, – генеральным директором, муж – руководитель корпорации «Транспорт» (составной семейной корпорации).
Основой бизнеса корпорации Тимошенко были поставки газа предприятиям на основе бартерных соглашений. Предприятия вынуждены были повиноваться монополии и отпускать высоколиквидную продукцию по демпинговым ценам, а иногда – ниже себестоимости. Таким образом, вся валюта и живые деньги шли исключительно в карман семейного клана.
Очевидно, в результате такого положения вещей у предприятий накапливались долги. ЕЭСУ скупали векселя за 50-70% их стоимости и начали практиковать отправление металла и металлолома в счет погашения долгов за газ.
Однако члены семьи были неудовлетворены темпами роста влияния и богатства семьи. Представители клана сумели добиться признания созданного мегапредприятия правопреемником уже известной собственной украинско-кипрской корпорации «Украинский бензин». Согласно действующему на то время законодательству это давало возможность фактически полностью избегать уплаты налогов.
По выводам экспертов, такая операция выглядела слишком сомнительно и могла быть признанной налоговыми органами лишь при условии влиятельной поддержки на уровне первых лиц государства. Но дело стоило потраченных нервов и средств. Лишь в 1996 году оборот ЕЭСУ составил 10 млрд. долларов, при этом корпорация оплатила налогов на сумму всего 36 тысяч гривен, или 0,001% задекларированной прибыли.
Приближалось звездное время бизнес-карьеры Юлии Тимошенко и ее клана.