Главная » Компании » Тимошенко возобновляет схемы ЕЭСУ: платить придется людям

Тимошенко возобновляет схемы ЕЭСУ: платить придется людям

Прошло около полугода с тех пор, как под лозунгами «борьбы с коррупцией» в газовой сфере страны премьер-министр Тимошенко начала установление своих порядков в снабжении Украины голубым топливом. Была объявлена едва не анафема посредникам, которые якобы разводят коррупцию и поднимают цены. Посредники вроде бы устранены, однако ясность и прозрачность в газовой сфере так и не появилась.

Давно подмечено, что одним из основных движущих факторов, которые толкают Тимошенко на борьбу за власть, является стремление получить контроль за топливно-энергетическим комплексом страны.

Заняв во второй раз должность премьер-министра, Юлия Тимошенко в первую очередь начала «наведение порядка» и установление собственных правил в сфере снабжения газа в Украину и распределения его между потребителями. Так она действовала в середине девяностых при премьер-министре Лазаренко, когда возглавляла Единственные энергетические системы Украины (ЕЭСУ) и пыталась контролировать все поставки и распределение газа в Украине. Таким же образом она действовала, занимая должность вице-премьера по ТЭК при премьере Ющенко в 2000-ом. Изменение газовых схем поставок и распределения были и первыми шагами Тимошенко во время своего первого премьерства в 2005 году, когда она активно лоббировала посредничество в газовых поставках в Украину давнего партнера по ЕЭСУ – компанию Итера.

Создается впечатление, что Тимошенко до сих пор продолжает работать в качестве вице-премьер-министра по вопросам топливно-энергетического комплекса. Звание «газовой принцессы» лежит ближе душе Тимошенко, чем должность главы правительства.

На должности премьера со всех сторон «мешают работать», а топливно-энергетическая сфера страны настолько закрыта, что практически лишь несколько специалистов знают в действительности, что в ней происходит. Поэтому кроме общих фраз критики, Тимошенко нечего остерегаться.

Прикрываясь сегодня оппозиционным и популистским характером работы (Юлия Владимировна всегда строит свою работу против кого-то, создавая тем самым внешнего врага, который мешает работать, при этом используя популистские социальные лозунги – «все делается во имя народа и для народа и будет делаться еще больше»), Тимошенко пытается возобновить принципы и схемы работы в газовой сфере, созданные еще во времена существования Единственных энергетических систем Украины.

Для того, чтобы сосредоточить власть над газовым рынком страны в своих руках, Тимошенко нужно поставить под свой контроль поставки газа в Украину (внешнее направление) и распределение газа между потребителями (население, предприятия, экспорт).

Если первое направление в известной мере будет зависеть и от договоренностей с Россией, то второе – полностью в руках Тимошенко. Тем более, завладев распределением газа на внутреннем рынке, Тимошенко обеспечит себе существование в большой политике, даже не состоя в должности премьера. Есть определенные способы достичь этого, но о них впоследствии.

Внешнее направление, а именно контроль за поставками газа в Украину, по крайней мере на 2008 год Тимошенко вроде бы обеспеченный. Как известно, с 1 марта Кабинет Министров постановил, что весь природный газ, который поступает в страну, принимает НАК «Нефтегаз Украины».

Внутреннее направление тоже на первый взгляд контролируется Тимошенко: все контрагенты НАК «Нефтегаз Украины», в частности и ООО «Газпром сбыт Украина» (дочерняя компания российского ОАО «Газпром»), получают ресурс согласно балансу газа, утвержденному Кабинету Министров Украины. Формирование цены для конечного потребителя и контрагентов осуществляется в соответствии с нормативными актами Кабинета министров и Министерства топлива и энергетики Украины.

Однако именно к работе «дочки» Газпрома и возникают вопросы.
Не смотря на то, что в указе Президента Украины об утверждении директив делегации Украины на переговоры с Российской Федерацией по вопросам перехода на прямые схемы сотрудничества в газовой сфере ни одного слова не было сказано о прямом вхождении на украинский газовый рынок российского монополиста, Тимошенко, чтобы не допустить посредников, предоставляет «Газпром сбыт Украина» разрешение на продажу 7,5 млрд. куб. м газа для промышленных предприятий Украины. А это приблизительно 25% рынка промышленного потребления.

Окончательных договоренностей на бумаге с Россией пока еще нет (4 июня голова НАК «Нефтегаз Украина» как раз находится на переговорах в Москве), однако 25% рынка уже отданна не какому-то посреднику, которого в любой момент можно сделать крайним во всех грехах и «выгнать» с рынка, а одной из наймощнейших энергетических компаний мира, которая достаточно твердо ступила на украинскую землю и быстрыми темпами начинает охватывать выделенные ей квоты.

Между тем, уже 2 июня «Газпром сбыт Украина» объявила о подписании соглашений с 30 наибольшими украинскими потребителями газа. В их число вошли ММК им. Ильича, «Арселор Миттал – Кривой Рог», «Азовсталь», Северный и Центральный ГЗК (группа «Метинвест Холдинг» Рената Ахметова), «Евроцемент Групп» и четыре наибольших производителя азотных удобрений. Как отмечают некоторые СМИ, из-за лучших условий (ценовая политика, условия оплаты) к «дочке» Газпрома выстраивается очередь.

Такая определенного рода экспансия Газпрома на украинском рынке наталкивает на мнение, что Тимошенко достигла определенных тайных договоренностей с руководством РФ: с одной стороны – прямой допуск Газпрома на рынок Украины и его последующая экспансия; с другой – возможная политическая лояльность Кремля к Тимошенко или договоренности об определенном распределении рынка между Газпромом и структурами подконтрольными Тимошенко.

На первый взгляд, реализация идеи Тимошенко превратить НАК «Нефтегаз Украины» на такой себе украинский вариант ОАО «Газпром» обеспечит полный контроль за распределением газа на национальном рынке. Однако монопольное положение НАК «Нефтегаз Украины» не решает вопрос контроля на рынке лично Тимошенко: в случае потери должности премьер-министра, Тимошенко потеряет и влияние на газовый рынок.

Таким образом, Тимошенко необходимо присвоить низшие звенья распределения газа – обл — и горгазы, предприятия теплокомунэнерго, а возможно и компанию «Газ Украины», которая в свою очередь поставляет газ вышеупомянутым компаниям и промышленным предприятиям.

Осуществить такую операцию из изменения владельцев на должности премьер-министра достаточно просто: во-первых, довести до банкротства облэнерго и предприятия ТКЕ. Установив жесткие условия оплаты за употребленный газ правительство достигло этой цели: отмеченные предприятия уже задолжали перед ГК «Газ Украины» больше 2,084 млрд. грн. А 6 мая, во время очередного «разбора полетов» во время совещания с головами МГА и руководителями газоснабжающих организаций, Тимошенко пригрозила облгазам выставить их на повторную продажу. Логично, что за долги эти предприятия перейдут в собственность структур Тимошенко. Как вариант в «Газ Украины», или в «Нефтегаз Украины».

Во-вторых, довести до банкротства НАК «Нефтегаз Украины». В состоянии банкротства НАК подконтрольный полностью Тимошенко, а в случае отстранения ее от должности премьер-министра, Нефтегаз не сможет влиять на уже «прихватизированные» газораспределительные организации. К сведению: в I квартале работы 2008 года НАК «Нефтегаз Украины» получил убытки на сумму больше 2 млрд. грн. Не случайно ли?

Возможно, обанкротившийся «Нефтегаз Украины» по вероятной договоренности Тимошенко с правительством РФ перейдет под контроль Газпрома (как одного из кредиторов), а структуры «Газ Украины», облгазы и предприятия ТКЕ перейдут под контроль Тимошенко. Таким образом возобновится в полной мере схема работы печальноизвестной ЕЭСУ.

Для процедуры банкротства Нефтегаза, облгазов и предприятий ТКЕ у Тимошенко есть практически все рычаги влияния. Это Главное контрольно-ревизионное управление (ГлавКРУ) во главе с Николаем Сивульским, давним партнером Тимошенко еще по ЕЭСУ. Это Государственная комиссия по регуляции рынка ценных бумаг и фондового рынка (ГКЦБРФ) во главе с А.Балюком. Единственного звена, которого в настоящий момент не хватает, это Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) во главе с известным рейдером и соратником Тимошенко А.Портновым. Именно желанием поставить на должность головы ФГИУ своего человека можно объяснить постоянную истерику премьера вокруг фонда и приватизации.

Таким образом, возобновив схемы работы ЕЭСУ в Украине, упуская при этом меркантильные интересы, Тимошенко получает весомые инструменты влияния над всей страной. При чем, сдав часть национальных интересов России, Тимошенко практически навсегда обеспечит удовлетворение собственных политических амбиций независимо от политической конъюнктуры в тот или иной момент.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...