Украинцы давно научились зарабатывать на государственных деятелях, но в последнее время всё чаще терпят на этом убытки: по рынку бьет всеобщая усталость от политиков.
В конце июля бердянские чиновники всполошились: выяснилось, что в одном из тиров, расположенном в самом центре города, граждане упражнялись в стрельбе по самому святому — национальным лидерам Виктору Ющенко, Юлии Тимошенко и Виктору Януковичу. Не по самим деятелям, конечно, а по изображавшим их мишеням. При этом интерес к сомнительному развлечению был налицо: горожане охотно выкладывали гривну за выстрел, игнорируя возможность сэкономить, постреляв по резиновой белочке в соседнем тире всего за 20 коп. Но скандал так и не разразился, поскольку имелся один нюанс: как оказалось, мишенями служили не фотографии, а лишь карикатуры на политиков. Поэтому хозяин тира Михаил Трубников избежал уголовной ответственности, хотя нервы ему потрепали изрядно. Другое дело, если бы карикатуры имели подписи или это были фотографии — тогда прокуратура могла бы с полным основанием возбудить против предпринимателя уголовное дело за оскорбление известных личностей, пояснил руководитель пресс-службы Генпрокуратуры Юрий Бойченко. Правда, добавляет он, если кто-то из политиков узнал в мишенях себя, он может с полным основанием обратиться в суд.
Злополучный тир всё-таки закрыли, но по другой причине — из-за ненадлежащего оформления документов. Однако это не мешает другим тирам воспользоваться бердянским опытом.
По мелочи
На волне оранжевой революции ремесленники от искусства уловили тему и начали активно тиражировать её героев и антигероев. На Андреевском спуске ещё помнят времена, когда матрёшки серии «герои Майдана» расходились среди гостей столицы десятками. Сейчас такая матрёшка практически раритет, но при желании её всё же можно найти среди поделок лубочного искусства. Цена, как и на остальные подобные вещицы, составляет 100-150 гривен. «Это штампованное фуфло и толкается только иностранцам, а вот — ручная работа на подарки нормальным людям», — говорит продавец с Андреевского Александр и достает матрёшку, изображающую Ющенко (Тимошенко — внутри) стоимостью 450 гривен. Правда, и эта поделка — не слишком ходовой товар, дай Бог, чтобы за месяц продать одну штуку.
В последнее время появилась ещё одна матрёшка — «Украинские президенты» (в большой матрёшке Ющенко — Кучма, далее Кравчук, а уже в Леониде Макаровиче — крошечный Грушевский) за 100-120 гривен, но и она продаётся не на ура и на прилавках обычно стоит в самом неприметном месте. «Зачем ещё тут политиками сорить — их и так навалом в телевизоре и газетах», — поясняет свою позицию продавец Владимир. Политическая эйфория прошла вместе с революцией, и на Андреевском их не жалуют: ни тебе тарелок, ни других товаров с их лицами — надоели.
На Майдане — ассортимент почти такой же: магниты на холодильники (Тимошенко, Ющенко, Янукович) и просто наклейки по 10 гривен, есть и футболки по 30, правда, на них единственный персонаж — Тимошенко. Продавец одной из раскладок Ирина, изнывая от жары, сетует на низкую популярность этой группы товаров: «Может, на День независимости выторг лучше будет, сюда придёт много народу».
Хотя Сорочинская ярмарка — любимое развлечение президента (в этом году он не поехал туда из-за событий в Грузии), продаются там лучше всего товары с изображением Тимошенко.
У бондаря Виктора Крутя из села Свеса Сумской области бочонок с ликом премьера стоит 450 гривен. «Она ж мне пенсию подняла на 375 гривен!» — поясняет мастер мотивы своей любви к лидеру БЮТ. Если бы она в этот раз приехала на ярмарку, то получила бы бочонок в подарок, а так его выставили на продажу. Правда, никто его так и не купил, так же как и картины односельчанки Виктора Крутя учительницы рисования Надежды Прокопенко. Она написала две картины «Виктор Ющенко на фоне Михайловского монастыря» и «Юлия Тимошенко на фоне Андреевской церкви» и попросила односельчанина продать их по 650 гривен за штуку. Спроса не было, но Круть не отчаивается, ведь в следующем году начнётся избирательная кампания, и все политики ринутся в Сорочинцы пиариться, а с ними и их свиты, которые и раскупят поделки с «ликами» шефов.
На это рассчитывает и Александр Рубанов. Сейчас он может предложить покупателям только декоративную разделочную доску за 100 гривен с Юлией Тимошенко, в образе статуи свободы показывающей кукиш, но уже есть задумки насчёт Ющенко и Януковича. Между тем в Сорочинцах его доска вызывает у людей в основном негативные эмоции, хотя, как говорит мастер, он никого не хотел обидеть: «Делают же в Японии скульптуры начальников, на которых можно срывать злость. Так почему бы не изобразить Тимошенко на разделочной доске?» На ярмарке его творение с Юлей так никто и не купил, зато наверняка оно продастся в Крыму. «Там её могут любить или не любить, но уважают. Она интересна крымчанам как образ, в отличие от Ющенко», — констатирует художник.
По-крупному
Всё тот же волнующий образ Юлии Тимошенко побудил скульптора из Луганска Николая Шматько изваять мраморную скульптуру в стиле ню. «Украинская Аврора», прототипом которой стала премьер-министр, продаётся за баснословную сумму — $500 000. Её пока никто не купил, зато интерес к другим работам скульптора (их более сотни) заметно возрос.
Ценовая политика
Директор галереи «Коллекция» Дарина Жолдак считает, что Тимошенко такой персонаж, что для её изображения художнику ничего не нужно выдумывать: «Включай телевизор, читай цитаты — уже всё создано. Остальное — вопрос художественной подачи». Её галерея активно сотрудничает с художником Александром Ройтбурдом — автором серии картин, изображающих танцующих Ющенко и Тимошенко. Полотна этого автора стоят от $7 000 до $25 000. По словам г-жи Жолдак, большинство работ оранжевой серии проданы, но отнюдь не политикам, которые на них изображены.
«Вкус большинства украинских политиков оставляет желать лучшего», — считает директор галереи. Тем не менее она признаёт, что картины именитых художников, на которых изображены украинские политики, имеют меньшую ценность, чем полотна неполитического содержания, ведь власть меняется, а вместе с ней меняется конъюнктура.
Художница Светлана Кондратенко — автор серии «13 июля», изображающей политиков в необычных ситуациях, утверждает, что она ничего не заработала на этой серии. «Картины достаточно специфические, и человек, который их покупает, должен обладать чувством юмора и иронией», — говорит художница Фокусу. Одна из её работ «Приветствие» (шахтеры встречают цветами и киркой Тимошенко в костюме медсестры), выставленная в галерее «Триптих» за $3200, до сих пор не продана, но, по словам Светланы, её стоимость в два-три раза превышает цену, названную художником. Впрочем, некоторые картины всё-таки удалось сбыть.
«Ту, где изображён Ринат Ахметов, купил у меня кто-то из его приближённых», — говорит художница. Несмотря на стёбный характер картин, никаких обвинений со стороны политиков в её адрес не поступало. «Художник ведь существо безответственное», — с иронией поясняет она.
А вот кто неплохо зашибает деньгу на политиках, так это портретисты. По мнению художника Сергея Пояркова, в Украине сохранилась неплохая художественная школа, и цена заказного парадного портрета государственного деятеля может достигать $5000. Кстати, эти цены далеки от российских. «Никас Сафронов, востребованный в российский верхах художник, писал портреты за $30000-40000, но и цена в $100000 там никого не удивит», — говорит Поярков.
Ещё одна категория граждан, которые зарабатывают на политических деятелях, — эстрадные шутники. В отличие от России, где смех над первыми лицами ушёл в небытие, украинские хохмачи довольно часто эксплуатируют эту тему, но и они констатируют: с каждым месяцем интерес, а с ним и прибыль от политических шуток падают. Резидент Comedy Сlub UA Антон Лирник говорит, что шутить над украинскими политиками становится всё менее интересно: «Эти деятели успели поднадоесть всем. Ведь они постоянно наступают на одни и те же грабли. Один раз предали друг друга, второй, а на третий мы на эту тему уже шутить не будем». Поэтому доля политической шутки в Comedy постоянно уменьшается. Что же касается заработков на политиках, то Лирник выразил мнение, которое, наверное, поддержали бы многие: «Я зарабатываю не так много, как они на мне. Если посчитать, то их „шутки“ гораздо злее, чем наши, и обходятся намного дороже. Не думаю что мы квиты — они мне ещё должны».