Главная » Компании » Украина больше всех пострадала от кризиса?

Украина больше всех пострадала от кризиса?

Во время симпозиума в Гааге, определившего несколько недель назад Украину как наиболее пострадавшую от экономического кризиса страну, Вольфганг де Толл заметил: «Украина, как корабль без капитана, без команды, барахтается в открытом море в отчаянный шторм, и все так обессилели, что некому даже крикнуть SOS». На самом деле SOS кричат все кому не лень, а обессилела страна из-за постоянной потасовки у штурвала.

Причем просто так — безстатусно или повахтенно — руль никому не нужен. Делить ответственность за курс корабля без капитанского кителя мало кто готов. И все же, перекатываясь через палубу и ударясь о борта в штормовых волнах кризиса и одновременной схватки за власть, кормчие умудряются вести переговоры о командной работе. Немного времени у них еще есть: корабль-то уже сбился с курса, но вот пассажиры еще окончательно не укачались…

По-прежнему существуют несколько вариантов урегулирования политического кризиса, очередное обострение которого наступило после распада демократической коалиции и отставки спикера Верховной Рады.

На сегодняшний день лидирующей, с точки зрения вероятностных ставок, является коалиция Партии регионов и БЮТ. Несколько ниже шансы объединиться у «президентской» фракции, «Регионов» и Литвина. И теоретически они сохраняются у «НУ — НС», БЮТ и литвиновцев. Нет никакой гарантии, что любое из образований сможет выработать и реализовать правильный курс государственного корабля. Тогда как ясно, что отсутствие реализации всех трех и сохранение нынешнего хаоса неизбежно вынесет державный корабль на рифы. Поэтому рассмотрим варианты.

«Отнесите мое слово в банк»

Всякий раз, когда мечущийся Виктор Янукович выходил на сближение с лидером БЮТ, эксперты излучали скепсис, резонно замечая, что неприятие Рина¬том Ахметовым и Дмитрием Фирташем союза с Тимошенко остановит лидера регионалов. Дважды именно так и происходило — в мае и в сентябре этого года. Однако на сей раз команда Ахметова изменила позицию. Все обратили внимание не только на букет цветов, преподнесенный Борисом Колесниковым Юлии Тимошенко по случаю дня рождения, но и на его непосредственное участие в переговорном процессе, ведущемся между БЮТ и регионалами. В ходе его обсуждаются и кадровые квоты, и совместные антикризисные меры, и проект Конституции, в принятии которого заинтересованы обе стороны. Что заставило ахметовцев изменить свое отношение к возможности альянса с Тимошенко?

Во-первых, ситуация в экономике в целом и в приватном бизнесе в частности. У регионалов была дилемма: если их крупный бизнес почувствует, что может обойтись без присутствия во власти, а значит, без бюджета, то фракция вообще ни в одну коалицию вступать не должна — ей останется лишь подождать момента следующих выборов, когда власть упадет в их руки целиком. Но, видно, решили, что ждать недосуг.

Во-вторых, присутствие во власти и возможность влиять на перераспределение средств призвано снизить социальную взрывоопасность в основных электоральных регионах партии. Ежемесячные социальные выплаты и даже пайки упо¬мянуты в наработках экономистов, занимающихся написанием антикризисной программы. Тимошенко не хочет штурма здания правительства металлургами и шахтерами. Регионалы не хотят создавать среду, в которой в случае чего сможет расцвести пышным цветом пла¬менная оппозиционерка. От крестьян же, риелторов, компьютерщиков и прочих менеджеров больших проблем никто не ожидает.

В-третьих, Виктор Ющенко, чьим неизменным союзником в течение последних лет был Ринат Ах¬метов, до сегодняшнего дня не смог пройти свою часть пути для объединения или, по крайней мере, совместной игры с Партией регионов. Президенту действительно было дано обещание поддержать голосами фракции ПР кандидатуру Ивана Плюща на спикера. Срок действия обе¬щания истек три недели назад — в конце предпоследней сессионной недели. К моменту «Ч» Виктор Андреевич не нашел в «Нашей Ук¬раи¬не» нужного количества голосов и не смог договориться с Владимиром Литвином о поддержке кандидатуры Ивана Степановича.

В-четвертых, в какой-то момент Ринат Ахметов отбросил опасения по поводу намерений Тимо¬шенко провести ревизию его бизнеса. Ис¬точ¬ники в окружении Рина¬та Леонидовича утверждают, что ему русским языком объяснили, что в этом плане Тимошенко можно не опасаться.

В-пятых, большинство фракции «Регионов» убеждено в том, что союз с Тимошенко является наи¬более устойчивой конструкцией, создающей конституционное большинство в зале, дающее возможность принимать законы, менять их, преодолевать вето президента, управлять силовиками, а через них — наводить порядок (либо пользовать) даже в управляемых президентом Нацбанке, Минобороны, Фонде госимущества.

В-шестых, 330 голосов плюс «резервные» 28 голосов коммунистов обеспечивают некую вероятность принятия изменений в Конституцию. Эти изменения, будь они приняты в задуманном виде, предполагающие избрание Януковича президентом в парламенте, искусственно создают четырехлетний безвыборный период, позволяющий сконцентрироваться на кризисе и бизнесе вместо неу¬местных для олигархов трат на избирательные кампании.

Руководствуясь, в частности, вышеперечисленными причинами, «Регионы» ведут активный диалог с БЮТ о создании коалиции. Их конструкция то выстраивается, то рушится. Мнения о процессе участ¬ников диаметрально противоположны: от «остались детали, но объединение неизбежно», до «ничего из этого не получится». На сегодняшний день в активе переговорного процесса: черновой раздел квот в правительстве и местной власти; неутвержденный пофамильный список кандидатов; процентов на восемьдесят согласованный вариант Конституции; сводимая экспертами антикризисная программа, предполагающая крен внимания в сторону регионов страны, где крупные выступления рабочих способны создать проблему для собственников и центральной власти. В пассиве переговоров: отсутствие гарантии выполнения достигаемых договоренностей (впрочем, легенда гласит, что во время встречи с Тимошенко Ринат Ахме¬тов предложил положить в банковский сейф на предъявителя акции его компании, которые можно будет забрать, если «Регионы» нарушат взятые на себя обязательства); значительный уровень недоверия сторон друг к другу (Тимошенко не может гарантировать голоса своей фракции как в вопросе принятия изменений в Конституцию, так и в вопросе поддержки избрания в парламенте Януковича на пост президента. Не сильно верят регионалы и в ее отказ от участия во всенародных выборах. Отказ, который как бы автоматически обеспечивает Януковичу победу); присутствие третьего игрока — президента, стремящегося повалять выстраиваемые прибютовские пирамидки, разжигая самолюбие ВФ.

В принципе, с точки зрения антикризисного противостояния, объединение БЮТ и «Регионов» могло бы быть наиболее приемлемым. Именно эта коалиция, судя по опросам, породила бы в обществе наибольшие ожидания, связанные с четким администрированием борьбы с хаосом. Витринные идеологические различия, как бы существующие между двумя самыми крупными политическими силами, отошли бы на второй план. Подобная коалиция получила бы все возможности, с точки зрения разработки и реализации выверенного и четкого антикризисного курса. Но! Новейшая история Украины не знает ни одного случая соблюдения договоренностей в многоходовых комбинациях; ни одного случая, когда команды приходили к власти и в их последующих действиях доминировал общественный, а не частный интерес; ни одного случая, когда схватка за потоки не разъедала альянсы как ржавчина; ни одного случая, когда подкладывание Конституции под чье-то царственное седалище не вылезало боком для страны; в конце концов, ни одного случая, когда бизнес находящийся у власти, мог проводить политику в интересах широких масс.

Что заставляет считать, что очередная попытка, в случае создания коалиции двумя крупнейшими политсилами, станет исключением из общего ряда? Неординарность ситуации, в которой она создается? Поставленное на карту политическое долголетие? Реальные потери крупных бизнесменов, неспособных устоять самостоятельно и нуждающихся в упорядоченной экономической среде? Возможно…

«Верховная Рада должна быть либо расплющена, либо распущена»

Именно так, по мнению представителей СП, президент видит судьбу парламента. Виктор Ющенко не хочет официально создавать коалицию с Партией регио¬нов, поскольку это (только не смейтесь) может повредить его перспективам в борьбе за второй срок. Президент хочет избрать Плюща спикером, отправить Тимо ¬шенко в отставку, назначить Еханурова техническим премьер-министром и впоследствии, если того потребует борьба за второй срок, разменять участие Януковича в выборах на премьерское кресло. Все это должно быть осуществлено голосами «Нашей Украины», Партии регионов и фракции Литвина.

На сегодняшний день необходимых 226 голосов даже для первого шага — избрания Плюща спикером — у Ющенко нет. Он, безусловно, проводил беседы на эту тему с Литвином, обещая Владимиру Михайловичу все, но… потом. Он встречался с Юрием Луценко в надежде привлечь голоса «Само¬обороны» и грозил разгоном парламента. Он беседовал с Фирташем, который мог бы подсобить в нахождении нашеукраинских голосов, если бы НАК отдал ему с десяток миллиардов кубов газа, накопленных «Нафтогазом» на черный день в хранилищах. Он встречался с Януковичем и говорил с ним об объединении страны и совместной миссии в перспективе.

До сего момента это не дало результата. Ибо Литвин, голосующий за Плюща, — это Тимошенко, уступающая премьерство Богослов¬с¬кой. Луценко готов поддержать Ивана Степановича только в случае отставки Балоги. А Фирташ, имеющий пять штыков во фракции «Регионов», имел после встречи с президентом не самый приятный разговор с Ринатом Ахмето¬вым, суть которого сводилась к трем словам: «ты кто такой?». Кста¬ти, по данным «ЗН», руководство НАКа, несмотря на высочайшее обращение, грудью легло на закачанный в ПХГ газ, который призван стать палочкой-выручалочкой в случае обострения конфликта с «Газпромом».

Что касается разгона парламента, то, безусловно, Виктор Андреевич может вписать дату и поставить подпись под заготовленным указом. До первого суда. Который, к слову, станет последним. Ибо, согласно решению Киевского апелляционного административного суда, президент не имеет права обжаловать любое судебное решение в первой инстанции, накладывающей запрет на проведение выборов. Хотя поспособствовать реализации разгона могут «Регионы». Например, выведя 150 депутатов из состава Рады. Что, правда, после изменений, внесенных в закон, сделать не так просто, как раньше. Но для того, чтобы стать союзниками президента, «Регионам» нужны две вещи. Первое — четкая конструкция власти на кризисный период, а значит — коалиция. Второе — премьерство Януковича уже сегодня, а не в отложенной перспективе.

Шанс остаться в игре, а не быть выведенным за ее пределы, у президента есть в случае, если он предложит четкую формулу, вынуждающую его реально делиться властью, а не только обещать ее. Янукович — премьер, Литвин — спикер. В этом случае загвоздка будет только в 37 нашеукраинских голосах, которых сегодня нет. Возможно, они появятся, если сторонники Януковича смогут охмурить Коломойского, противящегося пре¬мьерству Януковича. Если нынешние министры, работающие по квоте «Нашей Украины», осознают реальность уже на следующей неделе «выхода на вэлфор» и бросятся уговаривать близких депутатов из фракции сохранить за ними ответ¬ственные либо доходные места и если президенту удастся сломать сопротивление таких людей, как Кириленко, Ключковс¬кий, Зварич, Мартыненко, и части «Самообороны». В принципе, и перспектива создания коалиции ПР и БЮТ, обретшая реальные черты ввиду лояльности Ахметова, может изменить мнение некоторых депутатов «НУ — НС». Теоретически.
Следовательно, сбрасывать со счетов возможность президентской игры сегодня не стоит. Но он пока не готов менять правила.

Сам президент даже не допускает мысли о собственном проигрыше. И перспектива возможной консолидации вокруг него разрозненной оппозиции (в случае создания прибютовской коалиции) его не прельщает и не пугает. Он абсолютно убежден, что Янукович: а) не поверит Тимошенко; б) не удовлетворится местом «свадебного президента» и, по-прежнему будет стремиться к премьерскому креслу. Виктор Андреевич не разделяет мнение тех, кто считает, что у Виктора Федоровича для счастливой жизни есть все, кроме нехлопотного почетного места «парламентского президента». Это кресло Юлия Владимировна охотно уступит вождю ПР в обмен на конституционные изменения, существенно обрезающие полномочия главы государства и столь же существенно расширяющие права главы правительства, коим Тимо¬шенко видит только себя. Малень¬кая проблема: далеко не все и в БЮТ, и в «Самообороне» готовы голосовать за Януковича-президента.

Ющенко об этом знает. Еще и поэтому он не верит в коалицию двух политических столпов. Куда больше его беспокоит другая комбинация:

Литвин спикер и — поехали

По версии различных источников, на сегодняшний день во фракции «НУ — НС» существует 38 депутатов, вышедших из-под влияния президента. Их хаотичные переговоры между собой до сих пор не позволили реализовать программу-минимум — изменить руководство фракции. А именно Вячеслава Кириленко, зависшего между лояльностью к президенту и нелояльностью к президентским планам. Тридцати восьми голосов в случае сбора их в одном месте хватило бы для решения фракции о создании коалиции с БЮТ и фракцией Литвина. Но голосов трех фракций не хватило бы для создания коалиции. Ведь 38 плюс 156 бютовцев, да плюс, в лучшем случае, 20, а в худшем — десять литвиновцев — это 204-214 голосов. Значит, как и в президентском варианте, речь может идти не о коалиции, а о рабочем большинстве, в данной конфигурации подкрепленном «золотой», во всех смыслах, акцией коммунистов.

Переговоры в этом направлении ведутся всеми потенциально вовлеченными силами. Хотя все понимают, что в штормовых условиях не скрепленное официальным разделением ответственности большинство вряд ли будет устойчивым, эффективным и долговременным. Оно скорее является паллиативом и электоральной пряталкой для Юлии Тимошенко и части «НУ-НС», которые не горят желанием ассоциировать себя как с одиозным Януковичем, так и с непопулярным Ющенко. Пока еще они думают о выборных имиджевых тонкостях. Инерция, знаете ли.

Все понимают, что Литвин-спикер — не самый худший вариант, если не сказать, что лучший из имеющихся. Но Литвин-спикер — это не решение вопроса, а лишь передышка перед новой схваткой. Его избрание позволяет относительно быстро и достаточно безболезненно вернуть Раде статус рабочего органа. Стабильность же работы большинства, при разрушительных действиях со стороны президента и «Регионов», обеспечить будет практически невозможно. И тем не менее этот вариант будет проработан до конца. В случае успеха переговорного процесса — реализован, в случае провала — послужит индульгенцией Юлии Тимошенко, значимая часть фракции которой, скептически относится к союзу с регионалами и настроена категорически против конституционных изменений. Чтобы сказать «я сделала все, что смогла, чтобы этого не случилось», Тимошенко должна пройти до конца путь с нашеукраинцами и Литвином. Президент, в свою очередь, постарается сделать все, чтобы она на этом пути споткнулась о недостающие голоса.

Свалка у штурвала продолжается. Корабль болтает. По подсчетам посвященных экспертов, спад производства составляет 0,7% в день. Банки мародерствуют. «Газпром» звереет. Цены растут. Пассажиров укачивает все больше.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...